Методическая копилка. Школьное образование

 

 

 

Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно – сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

 

В условиях дистанцианного обучения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека разработала рекомендации как организовать рабочее место школьника на дистанционном обучении дома, а Роспотребнадзор опубликовал памятку для родителей как организовать рабочее место школьника на дистанционном обучении дома.

 

 

 

***

 

Коллеги, у Вас в школе обучаются дети с нарушением зрения? Тогда это пособие для Вас!

 

Никулина Г. В., Замашнюк Е. В., Никитина А. В., Никулина И. Н., Потемкина А. В. «Организация и содержание коррекционно-развивающей работы со слепыми и слабовидящими на этапе начального общего образования: методические рекомендации» / под. ред. Г. В. Никулиной / Е. В. Замашнюк, А. В. Никитина, Г. В. Никулина, И. Н. Никулина, А. В. Потемкина. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. — 600 с.

 

Методические рекомендации подготовлены в соответствии с требованиями ФГОС для слепых и ФГОС для слабовидящих. Знакомят с психологическими основами коррекционно-развивающей работы со слепыми и слабовидящими обучающимися, содержат дифференцированное программно-методическое сопровождение коррекционно-развивающей работы со слепыми и слабовидящими младшими школьниками.

 

Пособие находится в свободном доступе на сайте ФРЦ по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушениями зрения.

 

 

***

 

 

Коллеги, не знаете, как писать рабочие программы для 5 классов для детей с ОВЗ?

 

Предлагаем Вам примерные адаптированные «рабочие» основные общеобразовательные программы первого года обучения в основной школе  (далее – программы), разработанные по заказу Минпросвещения России. Программы размещены на сайте https://ikp-rao.ru/frc-ovz/.

 

Предлагаем Вам с ними познакомиться и использовать в работе!

 

 

***

 

 

Внимание! Специалисты специального и инклюзивного образования, новый сборник для ВАС!

 

В настоящем пособии «Реализация ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья» представлены практические материалы по результатам деятельности специалистов городского методического объединения специалистов специального и инклюзивного образования г. Челябинска в 2019/2020 учебном году. Затрагиваются вопросы преемственности всех ступеней образования детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются преимущества современных образовательных технологий, используемых специалистами на коррекционно-развивающих занятиях, представлен успешный опыт формирования жизненных компетенций у детей с особыми образовательными потребностями на занятиях учителя-логопеда, учителя-дефектолога.

 

 

***

 

 

Коллеги!

 

На сайте Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью появилось интересное пособие в помощь педагогам, работающим с детьми с расстройствами аутистического спектра «Оценка сформированности жизненных компетенций является необходимым компонентом комплексного контроля результатов при освоении образовательных программ в соответствии с ФГОС».

 

Здесь Вы найдете подробное описание методики оценки сформированности ключевых жизненных компетенций, обусловливающих успешность обучения на этапе начального общего образования.

 

 

***

 

 

Коллеги и заботливые родители!

 

Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра подготовил интересные методические рекомендации «Особенности организации внешкольных мероприятий для обучающихся с РАС в музеях».

 

Это пособие будет интересно учителям, тьюторам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, музейным педагогам и специалистам, родителям и представителям социально ориентированных некоммерческих организаций.

 

 

***

 

 

Коллеги!

 

ГБУ «ЦЕНТР ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ» выпустило ценное МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ И УЛУЧШЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОБУЧАЮЩИМСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА!

 

Оно предназначено для административных работников школ, педагогов, специалистов сопровождения (логопедов, дефектологов, психологов).  

 

Изучаем, внедряем в практическую деятельность!

 

 

***

 

 

Коллеги, знакомимся с пособием, которое мы долго ждали!

 

Настоящее пособие «Реализация ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сборник технологических карт» содержит унифицированный образец технологической карты занятия (шаблон), требования к его оформлению, алгоритм заполнения технологической карты, а также примеры оформления уроков/занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья, реализованных в общеобразовательных организациях города Челябинска специалистами специального и инклюзивного образования.

 

 

***

 

 

Внимание, коллеги, предлагаем Вашему вниманию актуальное методическое пособие!

 

Методические рекомендации для образовательных организаций по определению индивидуальной профилактической работы для обучающихся с девиантным поведением / Л.Ю. Вакорина, Н.Н. Васягина, Ю.А. Герасименко, И.В. Пестова. М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2018. 41 с.

 

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей» является подведомственным учреждением Министерства просвещения Российской Федерации.

Рекомендации предназначены для всех специалистов, работающих в системе образования и смежных областях, разрешающих психолого-педагогические, медико-социальные проблемы.

Направлены на совершенствование индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением.

 

 

***

 

 

Коллеги, испытываете трудности при написании рабочих программ в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ? Тогда эта информация для ВАС!

 

Министерство просвещения Российской Федерации предлагает вашему вниманию проект примерных рабочих программ для 2 и 3 класса по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп.

 

Свои предложения по доработке данного проекта можно направлять в адрес ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» на электронную почту: kakovkina.antonina@fcprc.ru.

 

Смотрите Проекты рабочих программ для обучающихся 2, 3 классов для обучающихся с ОВЗ. Размещены на сайте Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (ФРЦ ОВЗ).

 

 

***

 

 

Коллеги, испытываете трудности при написании рабочих программ в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ? Тогда эта информация для ВАС!

 

Примерные рабочие программы для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с ОВЗ ОДОБРЕНЫ решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 года № 4/15).

 

Размещены на сайте Министерства Просвещения Российской Федерации «Реестр примерных основных общеобразовательных программ» в разделе «Основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)».

 

 

***

 

 

Уважаемые коллеги и заботливые родители!

 

Если Вас беспокоит низкая мотивация детей к обучению, то познакомьтесь с этим пособием.

 

В учебно-методическом пособии Мотивация учения: основы организации образовательной организацией психолого-педагогического просвещения родителей: учебно-методическое пособие / Б. Б. Раимбаев, Ю. Г. Ма­ковецкая; под ред. А. В. Ильиной. – Челябинск: ЧИППКРО, 2019. представлены подходы к разработке образовательными организациями программ психолого-педагогического просвещения родителей о психологических и возрастных особенностях развития обучающихся и их мотивации учения.

 

 

***

 

 

Данное методическое пособие ЧИППКРО будет интересно и полезно тем, кого интересует опыт  работы  с детьми и подростками, поведение которых может быть определено как отклоняющееся!

 

Формы  и  методы  психологического  сопровождения  детей  с  отклоняющимся поведением в условиях внедрения профессиональных  стандартов педагогов: методические рекомендации / Д. Н. Погорелов. – Челябинск: ЧИППКРО, 2017.

 

 

***

 

 

КАК ПОБЕДИТЬ ШКОЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ?

 

На сегодняшний день проблема школьных конфликтов очень актуальна и беспокоит всех участников образовательного процесса.  МБУ ДПО «Учебно-методический центр г. Челябинска» еще в 2017 году на своем сайте опубликовали методические материалы для специалистов образовательных организаций по разрешению и профилактике конфликтов «Школа без конфликтов». Предлагаем с ними познакомиться.

 

В сборнике в краткой и доступной форме даны сведения о природе конфликта, классификации конфликтов с конкретными примерами из жизни школ, о способах профилактики и разрешения конфликтов, которыми необходимо владеть любому участнику образовательных отношений.

 

Методические материалы для специалистов образовательных организаций по разрешению и профилактике конфликтов «Школа без конфликтов».

 

 

***

 

 

Методическое пособие «Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра» разработано специалистами Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с  РАС  Московского  государственного  психолого-педагогического университета на основе 22-летнего опыта практической деятельности. Основная цель пособия – оказать помощь специалистам и родителям в преодолении затруднений, возникающих в процессе обучения детей с РАС.

 

В данном методическом пособии описаны трудности, которые испытывают обучающиеся с РАС при освоении АООП, и представлены способы их преодоления. Описаны основные способы адаптации учебных заданий для обучающихся с РАС, приведены примеры адаптированных заданий по различным учебным предметам

 

Пособие адресовано педагогическим работникам – учителям, специалистам, работающим с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, руководителям образовательных организаций, а также родителям детей с РАС.

 

 

***

 

 

Забабурина О.В., Конева О.Б., Кийкова Н.Ю., Никифорова Н.Н., Теплякова Е.Р., Уварова О.Н. на сайте ЧИППКРО обобщили методические материалы в помощь заместителям руководителей по инклюзивному образованию, педагогам-дефектологам, педагогическим работникам, воспитателям специальных или инклюзивных образовательных организаций при проектировании и реализации деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями по освоению образовательных программ.

Авторы обозначили актуальные задачи диагностико-консультативной деятельности педагога-дефектолога в проектировании и организации деятельности обучающихся по освоению образовательных программ, представили содержание психолого-педагогической диагностики, уточняющей структуру нарушения развития ребенка с ОВЗ и согласованный выбор индивидуальной образовательной траектории, сформулировали требования и принципы осуществления педагогом-дефектологом диагностико-консультативной деятельности.

Сборник «Основы диагностико-консультативной деятельности педагога-дефектолога в проектировании и организации деятельности обучающихся по освоению образовательных программ» смотрите здесь

 

 

***

 

 

Внимание, коллеги!

 

Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) разработал алгоритм, который включает в себя основные признаки видов девиантного поведения и общий порядок действий педагогов в случае выявления признаков такого поведения. Они рекомендованы для использования при проведении педагогических советов, психолого-медико-педагогических консилиумов, организации работы Советов профилактики и размещения в учительских и методических кабинетах.

 

Смотри здесь http://www.fcprc.ru/metodicheskie-materialyi/navigator

 

 

Об организации основного общего образования обучающихся с ОВЗ

в 2021/22 уч. году

С 1 сентября 2021 года обучение на уровне основного общего образования продолжают или начинают (первый и второй год обучения соответственно) обучающиеся по образовательным программам, разработанным в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и с учетом примерных адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования обучающихся с ОВЗ различных нозологических групп (первый и второй вариант программ).

Особенности организации основного общего образования обучающихся с ОВЗ в 2021/22 уч. году смотрите здесь.

 

 

 

***

 

 

 

Коллеги, интересное пособие!

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ШКОЛЬНИКУ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Методические рекомендации, представленные в данном пособии, разработаны на основе многолетнего опыта психологической и педагогической работы по поддержке обучения учащихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) в школе.  В пособии описаны основные направления и содержание коррекционной работы, необходимой для эффективного обучения школьников с РАС в основной школе и представлены методические рекомендации по реализации двух коррекционных курсов: «Развитие коммуникативного поведения», «Развитие познавательной деятельности». Целью пособия является оказание помощи педагогам и специалистам сопровождения в школе в разработке рабочих программ коррекционных курсов по поддержке освоения адаптированной образовательной программы.

Методичка 1-2021 - (ikp-rao.ru)

 

 

 

***

 

 

 

ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» подготовил методические рекомендации «Преподавание коррекционных дисциплин в рамках обучения слепых и слабовидящих детей (с рабочими программами), 1-5 классы».

 Здесь Вы найдете:

оценка результатов коррекционно-развивающей работы обучающихся с нарушениями зрения,

технологии преподавания коррекционного курса по пространственной ориентировке,

технологии преподавания коррекционного курса по социально-бытовой ориентировке,

технологии преподавания коррекционного курса по развитию коммуникативной деятельности.

технологии преподавания коррекционного курса по развитию осязания и мелкой моторики,

технологии преподавания коррекционного курса по развитию зрительного восприятия,

и многое другое.

 

 

***

 

 

ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» подготовил методические рекомендации и диагностический материал «Проведение первичной оценки развития обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта и с ТМНР на основе психолого-педагогического обследования».

 

В пособии предложены методические рекомендации для проведения первичной оценки развития обучающихся с выраженным нарушением интеллекта, с ТМНР. Настоящее пособие возмещает дефицит научной и практико-ориентированной информации в области диагностического направления работы с детьми, имеющими выраженные нарушения интеллектуального развития, ТМНР. Данное пособие рекомендовано к использованию практикующим педагогам (педагогам-психологам, учителям-логопедам, учителям-дефектологам, олигофренопедагогам и др.).

 

 

***

 

 

ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» подготовил «Методические рекомендации по проведению углубленного психолого-педагогического обследования обучающихся для разработки специальной индивидуальной программы развития (СИПР)».

 

Здесь Вы найдете:

  • цель углубленного психолого-педагогического обследования,

  • организацию углубленного психолого-педагогического обследования,

  • оценку результатов оценки проб,

  • и другое.

 

 

***

 

 

Коллеги, ФГБНУ “ИНСТИТУТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ” подготовило методические рекомендации к проведению коррекционных курсов «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ШКОЛЬНИКУ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ» (авторы: Н.В. Борисова, С.А. Розенблюм, Л.В. Шаргородская).


 

Содержание

Введение

Глава 1. Развитие коммуникативного поведения у школьников с РАС

Литература по 1 главе

Глава 2. Развитие познавательной деятельности обучающихся с РАС

Литература по 2 главе

Приложение 1. Структура тренингового занятия

Приложение 2. Оценка базовых социальных навыков

Приложение 3. Оценка сформированности стратегических социальных навыков

Приложение 4. Упражнения для релаксации и расслабления

Приложение 5. Особенности преподавания основных предметов

 

 

***

 

 

Коллеги, в феврале 2021 года опубликованы проекты Примерных  адаптированных основных образовательных программ основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.  Проекты разработаны авторскими коллективами, созданными в ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».

Знакомимся, обсуждаем, вносим предложения!

 

ПАООП ООО ЗПР

Проект АООП ООО ТНР 11.02.21

Проект АООП ООО слух 11.02.21

Проект АООП ООО слабовидящие 11.02.21

Проект АООП ООО слепые 11.02.21

ПРОЕКТ АООП ООО РАС 11.02.21

Проект АООП ООО НОДА 11.02.21

 

 

***

 

 

Коллеги предлагаем вашему вниманию сборник «Совершенствование индивидуального стиля профессиональной деятельности специалистов специального и инклюзивного образования при использовании дистанционных образовательных технологий обучения детей с ОВЗ».

 

Здесь Вы познакомитесь с успешным опытом учителей-логопедов и учителей-дефектологов г. Челябинска по организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий. 

 

 

***

 

 

Коллеги, на Информационно-образовательном портале по вопросам образования обучающихся с ОВЗ «Доброшкола» Вы найдете методическую копилку для педагогических работников.

 

Здесь Вы найдете методические рекомендации и инструктивные письма для руководящих и педагогических работников организаций, в которых такие учащиеся обучаются.

 

Изучаем, используем в работе!

 

 

 

***

 

 

Уважаемые родители, на Информационно-образовательном портале по вопросам образования обучающихся с ОВЗ «Доброшкола» Вы найдете методическую копилку «Методическая копилка для родителей».

 

  • Инфографика Особенные дети: обучение по новому стандарту

  • Инфографика Выбор маршрута образования для детей с ОВЗ и инвалидностью

  • Инфографика Выпускник с ОВЗ и инвалидностью: выбор профессиональной траектории

  • Инфографика Трудности в развитии ребенка: где получить помощь?

  • Инфографика Выбор маршрута образования для детей с ОВЗ и инвалидностью

  • Методические рекомендации по работе с детьми с СДВГ

  • Учебное пособие по организации социально-бытовой адаптации детей-инвалидов

 

Здесь Вы найдете методические рекомендации и инструктивные письма.

 

Надеемся, что эта информация окажется для Вас полезной!

 

 

 

***

 

 

Коллеги, на Информационно-образовательном портале по вопросам образования обучающихся с ОВЗ «Доброшкола» Вы найдете методическую копилку «Дистанционное обучение обучающихся с ОВЗ: педагогам».

 

Изучаем, используем в работе!

 

 

 

***

 

 

Уважаемые родители, на Информационно-образовательном портале по вопросам образования обучающихся с ОВЗ «Доброшкола» Вы найдете методическую копилку «Дистанционное обучение обучающихся с ОВЗ: родителям».

 

  • Методические материалы для родителей (Ранняя помощь)

  • Методические материалы для родителей (Нарушения слуха)

  • Методические материалы для родителей детей с ЗПР по организации развивающих занятий с ребенком в условиях дистанционной формы обучения

  • Методические материалы для родителей детей с НОДА по организации развивающих занятий с ребенком в условиях дистанционной формы обучения

  • Методические материалы для родителей детей с РАС по организации развивающих занятий с ребенком в условиях дистанционной формы обучения

  • Методические материалы для родителей детей с ТНР по организации развивающих занятий с ребенком в условиях дистанционной формы обучения

  • Рекомендации родителям детей раннего возраста с ОВЗ

  • Здесь Вы найдете методические рекомендации материалы для родителей детей с ОВЗ.

 

Надеемся, что эта информация окажется для Вас полезной!

 

 

***