Версия для слабовидящих
Учебно-тренировочное сопровождаемое проживание обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
Цель: создание фасилитирующих психолого-педагогических условий по формированию жизненной компетенции детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями в развитии посредствам обучения навыкам самостоятельного решения актуальных повседневных личностных и социальных задач, развития возможностей к самостоятельному удовлетворению основных жизненных потребностей в бытовой, социально-коммуникативной и досуговой деятельности.
Целевая аудитория: обучающиеся с тяжелыми нарушениями в развитии с 3 до 20 лет их семьи, педагоги, ближайшее окружение (люди, проживающие по соседству).
Основными задачами психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся в Проекте являются:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей детям с разной выраженностью нарушения интеллекта максимально возможного индивидуального развития в период дошкольного детства;
оказание психолого-педагогической помощи и поддержки обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в процессе адаптации к условиям учебно-тренировочного сопровождаемого проживания;
обеспечение безопасной жизнедеятельности обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях учебно-тренировочного сопровождаемого проживания;
формирование у обучающихся с тяжелыми нарушениями развития навыков доступной бытовой деятельности путем погружения в условия учебно-тренировочного проживания максимально приближенного к домашней обстановке (развитие и совершенствование навыков самообслуживания, самопомощи; обучение расширение навыков организации собственного быта, окружающего жизненного пространства, формирование социально-ответственного поведения);
создание условий для развитие личностного потенциала обучающихся, поддержка их самореализации, помощь в развитии творческих способностей, организации досугового пространства;
содействие развитию коммуникативных навыков, расширению информационно-коммуникативной сферы, жизненного пространства обучающихся; адаптация к окружающему пространству и местной социальной инфраструктуре оптимизации личностно-социального взаимодействия с другими участниками проекта, создание положительного психологического климата в условиях учебно-тренировочного проживания;
осуществление сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросах развития жизненной компетенции обучающихся.
Совместный проект
МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Калининского района г. Челябинска»
МБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества
“Победа” г. Челябинска»
МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(нарушение интеллекта) № 7 г. Челябинска»
«Рука об руку»
(Профориентация и социальная адаптация детей с особыми образовательными потребностями и детей-инвалидов)
Много есть профессий разных
Много всяких нужных дел.
Чем бы в жизни заниматься,
Что бы делать Ты хотел?
Алексей Карамышев
В Калининском районе города Челябинска особое внимание уделяется детям с особыми образовательными потребностями и детям-инвалидам. Большая работа проводится для создания психолого-педагогических условий для детей данной категории. Поэтому с 1 сентября 2019 года стартует, в рамках Национального проекта «Успех каждого ребенка» в ЦППМСП Калининского района г. Челябинска проект «Рука об руку», направленный на профориентацию и социальную адаптацию детей с особыми образовательными потребностями и детей-инвалидов, для обеспечения их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в обществе.
Целью проекта является создание фасилитирующих психолого-педагогических условий по формированию жизненной компетенции, выявление качества и дальнейшего совершенствования профессиональной подготовки детей с особыми образовательными потребностями и детей-инвалидов, повышение интереса к профессии.
Задачи проекта:
формирование качеств творчески думающей, активно действующей и легко
адаптирующейся личности, необходимых для её дальнейшей деятельности в новых социально-экономических условиях;
воспитание технологической культуры;
утверждение активной жизненной позиции;
стимулирование интереса к получению углубленной профессиональной подготовки, деятельности педагогов по использованию различных форм углубления технологических знаний обучающихся.
В рамках этого проекта, педагоги Центра, совместно с педагогами дополнительного образования будут работать с детьми с особыми образовательными потребностями и детьми-инвалидами, их семьи; педагоги, ближайшее окружение (люди, проживающие по соседству).
Учебно-тренировочное проживание детей с особыми образовательными потребностями организуется в специально оборудованных комнатах, расположенных на базе МБУ «ЦППМСП Калининского р-на г. Челябинска», МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) № 7 г. Челябинска». Все эти помещения оборудованы элементами безбарьерной среды, соответствуют условиям, необходимым для реализации целей и задач Проекта, и соответствуют санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, и требованиям охраны труда.
Для детей будут организованы занятия, направленные на обучение навыкам самообслуживания, безопасности жизнедеятельности, формированию здорового образа жизни, профориентации и социальной адаптации путем погружения в условия учебно-тренировочного проживания. В расписание включены занятия учебных блоков:
Составлению программ предшествует диагностическое обследование. Важное место в этом обследовании занимают психолого-педагогическая диагностика и диагностика готовности к трудовой деятельности. Особое внимание уделяется изучению сформированности социально-бытовых навыков.
Этапы реализации проекта:
3. Результативный этап. Подведение итогов реализации Проекта, оценка успешности его реализации, наличие положительной динамики в развитии у ребенка-участника Проекта жизненных компетенций, социальных навыков, навыков самообслуживания, профессиональных компетенций. Разработка рекомендаций для участников Проекта и их родителей.
Сроки реализации проекта: 3-6 месяцев.
К апробации проекта привлекаются дети с особыми образовательными потребностями и дети-инвалиды 11-15 лет, с согласия их законных представителей.
Время нахождения участников проекта в учебно-тренировочном помещении: 3-4 часа.
Периодичность проведения занятий: 3 раза в неделю.
Основным этапом разработки индивидуальных программ обучения навыкам социализации и профориентации является составление расписания для каждого. На этом этапе важно определиться, чем заниматься в первую очередь, а отработку каких умений можно отложить на следующий период. Кроме того, важно выбрать адекватную форму развития и совершенствования социально-бытовых и профессиональных навыков.
Основные критерии, которыми можно руководствоваться при составлении расписания. К ним относятся: особенности индивидуального психофизического развития, склонность самих подростков выполнять ту или иную работу, их предпочтения и пожелания, пожелания родителей.
МБУ «ЦППМСП Калининского р-на г. Челябинска» осуществляет руководство, координацию, осуществление межведомственного взаимодействия между ООО участниками Проекта; предоставляет специалистов службы сопровождения (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи и др. специалисты по согласованию); диагностика кандидатов для участия в Проекте, разработка и внедрение индивидуально-ориентированных программ, их коррекция, организация промежуточного и итогового контроля успешности реализации Проекта, разработка рекомендаций для родителей участников Проекта, по психолого-педагогическому, дефектологическому сопровождению детей, развитию их жизненных навыков, коммуникативных компетенций. Структурированное обучение и супервизия волонтеров. Обеспечивает охрану жизни и здоровья детей с тяжелыми нарушениями в развитии во время реализации Проекта. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
МБУДО «ЦРТДиЮ “Победа” г. Челябинска» организация досуговой деятельности осуществляется специалистами (кружковая работа, секции, развлекательные мероприятия). Расширение спектра образовательных услуг, в получении которых задействованы Участники Проекта, предоставление равных образовательных возможностей всем детям, в том числе – детям с особыми образовательными потребностями, обеспечение возможности выбора ребенком важных для него сфер интересов и сфер деятельности.
1. «Чистюля» – направлен на обучение ухода за жилым помещением, соблюдению чистоты и личной гигиены, развитие эстетического вкуса;
2. «За здоровый образ жизни!»– формирование здорового образа жизни и обучение навыкам безопасности жизнедеятельности;
3. «Сам себе повар» – обучение навыкам приготовления простых блюд из доступных продуктов, привитие интереса к ведению домашнего хозяйства;
4. «Хозяин в доме» – уборка и уход за квартирой, благоустройство жилья, обучение безопасному поведению в доме и за его пределами, структурирование деятельности в течение дня; уход за домашними растениями и др.;
5. «Выход в свет» – обучение ориентации в окружающей среде, развитие умений пользоваться транспортом, телефоном, магазинами, общественными службами, официальными учреждениями и т.д.;
6. «В кругу друзей» - развитие коммуникативных навыков со сверстниками, взрослыми, расширение контактов, привитие морально-этических норм, формирование уверенного поведения в обществе;
7. «Моя профессия» - формирование представления о профессиях;
8. «Мои увлечения» занятия по выбору 1-2 участника.
1. Подготовительный этап. Освоение и принятие идеи функционирования модели Проекта, оценка готовности субъектов-участников Проекта к его реализации. В ходе данного этапа также осуществляется диагностика, отбор кандидатов на участие в Проекте, разработка индивидуальных программ обучения, оценка возможных ресурсов ребенка с особыми образовательными потребностями, его семьи, в индивидуальных, групповых и (подгрупповых) формах работы Проекта.
2. Содержательный этап реализации Проекта - обучение детей с особыми образовательными потребностями навыкам самостоятельной жизнедеятельности посредством освоения необходимых социальных компетенций, развитие возможностей к самостоятельному удовлетворению основных жизненных потребностей, профессиональной компетенции (сообразно индивидуальным и возрастным возможностям), адаптации к самостоятельной жизни; промежуточная оценка и коррекция индивидуальных, программ развития и обучения, внесение дополнений в групповые и подгрупповые программы сопровождения.