Версия для слабовидящих

Маленькие ладошки

 

Ранний возраст (от 0 до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются двигательные навыки (дотягиваться и брать игрушки, поворачиваться, ползать, ходить), когнитивные навыки (думать, помнить, решать поставленные задачи); коммуникативные навыки (слушать обращенную к нему речь, понимать, разговаривать); социально-экономические навыки (играть, взаимодействовать с другими людьми, проявлять чувства); навыки самообслуживания (кушать, одеваться, мыться).

 

Ранний возраст

В связи с тем, что доля здоровых новорожденных снижается, проблема ранней помощи детям с особыми потребностями в настоящее время является чрезвычайно актуальной.

 

Система ранней помощи обеспечивает охват детей с нарушениями в развитии на ранних этапах онтогенеза, формируется база для своевременной профилактики вторичных нарушений в развитии, а также осуществляется эффективная коррекция уже возникших нарушений взаимодействия ребенка с окружающим миром. Помимо этого, обеспечивается включение родителей в коррекционную работу.

 

Развитие системы ранней помощи получает все большее распространение, при этом велико их разнообразие. Подобное разнообразие является естественным и необходимым явлением, позволяющим предложить широкий спектр услуг в ответ на различные потребности детей с трудностями развития.

 

В нашем Центре создана система помощи детям раннего возраста.

При определении цели оказания ранней помощи можно выделить следующие ключевые слова: «раннее выявление» «содействие оптимальному развитию», «сопровождение и поддержка семьи».

 

Главный принцип – налаживание силами специалистов развивающего взаимодействия ребенка с членами семьи, в группе сверстников. Система ранней помощи представляет комплекс коррекционно-развивающих и организационно-методических мероприятий, нацеленных на создание оптимальных условий психического и социального развития ребёнка раннего возраста, развитии его возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребёнка с родителями и окружающим миром.

 

Категорией получателей услуг являются дети раннего возраста, нуждающиеся в оказании ранней помощи, их родители (законные представители), специалисты, педагоги ОО района.

Выделяем три основных направления деятельности Центра в оказании ранней помощи: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.

 

Система помощи детям раннего возраста в условиях МБУ «ЦППМСП Калининского района        г. Челябинска»

 

Диагностическое направление – оказание помощи родителям в выявлении отклонений в развитии детей, особенностей их развития и потребностей в ранней помощи, а также изучение потребностей и ресурсов семьи – это направление реализует психолого-медико-педагогическая комиссия.

 

Коррекционно–развивающее направление – это коррекция недостатков развития, предупреждение отклонений в развитии детей, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка раннего возраста.

Реализуется посредством организации коррекционно-развивающих занятий с детьми раннего возраста в условиях Центра. Особенность проведения данных занятий заключается в том, что помощь оказывается, как ребенку, так его семье. Ребенок осваивает новые навыки, а родители осваивают, как эти навыки закреплять в повседневной жизни.

 

Коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью

 

Видеофрагмент - Консультативно-коррекционные занятия с детьми раннего возраста с трудностями в овладении речью в условиях МБУ «ЦППМСП Калининского района              г. Челябинска»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультативное, информационно–просветительское направление направлено на создание необходимого информационного и мотивационного поля ранней психолого-педагогической помощи, активное включение родителей ребенка раннего возраста в целенаправленный коррекционно-развивающий процесс. Решение этих задач обеспечивается разнонаправленностью консультативной помощи. Ее адресатами являются как родители детей раннего возраста, так и специалисты, педагоги ОО.

 

Организация профилактической и консультативной работы специалистами ДОО с родителями детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью.

 

Ссылка на сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Современные стратегии психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в системе специального и инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»

 

Рассматривая вопрос эффективности созданной системы ранней помощи с точки зрения влияния на ребенка и на семью. Поскольку система ранней помощи активно вовлекают окружение ребёнка, родителей, педагогов, эффект влияния ранней помощи можно наблюдать на различных уровнях.

 

С точки зрения влияния на ребенка:

 

– В случае незначительных нарушений или возникновения нежелательного риска в развитии ребенка оказание помощи способствует достижению ребенком нормативного развития;

– В случае значительного нарушения развития или существенным отставанием в развитии ранняя помощь способствует снижению существующих проблем, а также предотвращению усугубления нарушений.

 

С точки зрения влияния на родителей и семью:

 

– улучшается понимание особых потребностей детей, а также их возможностей;

– родители (законные представители) обучаются умению взаимодействовать со своим ребенком, оказывать помощь своему ребенку в соответствии с его особыми образовательным потребностям;

– улучшается взаимодействие родителей (законных представителей) с педагогами и специалистами, родители начинают прислушиваться к советам и выполнять рекомендации.

 

И в итоге, отмечается общее улучшение качества жизни семьи, воспитывающего особого ребенка раннего возраста.

Анкетирование для родителей