Методическая копилка. общие материалы

ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» подготовил методическое пособие «Комплексное сопровождение обучающихся со сколиозом в разных типах образовательных организаций».

 

В пособии даются рекомендации по социально-психологической поддержке и коррекции детей, больных сколиозом в условиях образовательной организации.

 

 

 

***

 

 

 

ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» подготовил методическое пособие «Диагностика особенностей развития обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата для построения индивидуальной образовательной траектории».

 

Методическое пособие посвящено системе оценки особых образовательных потребностей, обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Адресовано специалистам ПМПК, педагогам, учителям-дефектологам и психологам образовательных организаций.

 

 

 

***

 

 

 

ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» подготовил методическое пособие «Повышение функциональной дееспособности семей, воспитывающих ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата».

 

В пособии дается характеристика родителей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, стили воспитания ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, критерии социально-психологических характеристик семей и другое.

 

 

 

***

 

 

 

ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» подготовил методическое пособие по формированию альтернативной коммуникации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата «Я могу общаться».

 

В пособии дается клиническая характеристика детей с двигательными нарушениями, характеристика особенностей родительской позиции при воспитании детей с двигательными нарушениями, а также предлагаются виды альтернативной коммуникации.

 

 

 

***

 

 

 

Минпросвещения России разработало рекомендации по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий. 

 

Здесь  Вы найдет ответы на вопросы организации дистанционного обучения детей с ОВЗ, реализации программ дошкольного образования; начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и другие вопросы.

 

 

***

 

 

Условия современности ставят перед семьями новые задачи. Режим дня, биоритмы и плотность личного контакта в условиях самоизоляции меняют детско-родительское взаимодействие.

Как найти свои ресурсы, свой кислород? Как позаботиться о себе?

 

Ответы на эти вопросы найдете в статье «Мама на карантине: как не сойти с ума в самоизоляции?»

 

 

***

 

 

Институт коррекционной педагогики разработал методические рекомендации для педагогов и родителей по дистанционному обучению детей с ОВЗ. Их еще немного, но они будут постоянно пополняться. Ссылка на ресурс 

 

Здесь вы найдете:

 

Специалистам: методические рекомендации для педагогов, диагностические и обучающие материалы для учеников, практики обучения с использованием дистанционных технологий (опыт школ), полезные ссылки.

 

Родителям: обучающие вебинары, рекомендации по организации обучения и воспитания своего ребенка, часто задаваемые вопросы.

 

Есть возможность задать вопрос специалистам института.

 

 

***

 

 

Советы детского психолога обучающимся, родителям в период введения режима обязательной самоизоляции на территории Челябинской области, а также в период перехода на дистанционный режим обучения.

 

Памятки по предотвращению тревожных состояний (разработаны сотрудниками МГППУ):

 

  1. Родители, близкие детей, находясь дома могут привить ребенку навыки преодоления, совладания со сложными ситуациями и научить его справляться с возможным стрессом. Размещаем советы детского психолога «Как родителю помочь ребенку справиться с возможным стрессом при временном нахождении дома.

  2. За последние несколько дней жизнь здорово изменилась, в школах вводят удаленную форму обучения, родители работают из дома, с друзьями сложно увидеться вживую. В подобной ситуации очень важно попробовать сосредоточиться на возможностях, которые появились, вместо того чтобы думать о лишениях. Именно такой подход можно назвать оптимизмом. Несколько советов, которые помогут подросткам не упасть духом и не поддаться тревоге, и в то же время отнестись к ситуации серьезно. 

  3. Родителям и близким ребенка важно самим постараться сохранить спокойное, адекватное и критичное отношение к происходящему. Рекомендации для родителей детей как  сохранить и поддерживать для себя и ребенка привычный распорядок дня

  4. Постарайтесь использовать это время, чтобы Вам с ребенком лучше узнать друг друга. Советы для родителей дошкольников и младших школьников в период объявленной эпидемии

  5. Самый эффективный способ преодолеть такие состояния состоит в том, чтобы сосредоточиваться не на том, что сейчас затруднительно, недоступно или непредсказуемо, а, наоборот, — на том, что можно и хорошо было бы сделать. Советы для студентов и учащейся молодежи: снижение стресса, контроль тревоги, сохранение продуктивности в текущих делах

  6. Сейчас такая ситуация, что многие школьники и студенты оказались дома. Карантин. Школы и вузы прекратили работу. И ситуация такова, что, действительно, лучше соблюдать рекомендацию реже выходить из дома; хотя ваши дети, особенно если они подростки, будут рваться на улицу, захотят использовать это время, чтобы встречаться с друзьями. Им кажется, что эти внеплановые каникулы жалко проводить дома и можно использовать их более приятным и полезным, с их точки зрения, образом. Советы психолога для родителей подростков, оказавшихся дома во время карантина из-за коронавируса

  7. Пребывание дома на изоляции — это не «наказание». Это ресурс для освоения новых навыков, получения знаний, для новых интересных дел. Как пережить карантин: советы психолога семье

 

 

Источники: Центр экстренной психологической помощиФакультет психологии образованияФакультет юридической психологии ФГБОУ ВО МГППУ

 

 

***

 

 

Коллеги, информация для Вас!

 

Предлагаем Вашему вниманию методические материалы по организации образования и комплексного сопровождения лиц с ТМНР.

 

На сайте Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития (ФРЦ ИН ТМНР) размещены

 

1. материалы онлайн-семинара «Актуальные вопросы организации образования и комплексного сопровождения лиц с ТМНР» 13 и 17 декабря 2019 г.:

 

13 декабря 2019 г. на семинаре освещены следующие вопросы:

 

  • «Оценка развития ребенка для разработки СИПР» (Рудакова Е.А.)

 

  • «Организация образовательного процесса для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)» (Рудакова Е.А.)

 

17 декабря 2019 г. на семинаре освещены следующие вопросы:

 

  • «Физическое развитие детей и подростков с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР. Эрготерапия» (Арламова И.И.)

 

  • «Альтернативная и дополнительная коммуникация» (Назаркина С.И.)

 

2. раздаточные материалы для мероприятий ФРЦ ИН ТМНР в ноябре-декабре 2019 года:

  • Оценка развития ребенка с ТМНР для разработки СИПР

  • Предметно-практические действия

  • Примерное положение о СИПР

  • Проблемы поведения и их коррекция

  • Разработка специальной индивидуальной программы развития в контексте ФГОС

  • Сенсорное развитие

  • Специальные методы обучения

  • Формирование базовых учебных действий

 

 

***

 

 

Коллеги, продолжаем обсуждать аспекты создания доступной среды для людей с РАС на мероприятиях с их участием. Сегодня мы делимся с вами советами по особенностям взаимодействия с аудиторией.

 

Экспертами сообщества Aspergers.ru предложены следующие рекомендации при взаимодействии с людьми с РАС в рамках мероприятий с их участием.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ НА МЕРОПРИЯТИЯХ С УЧАСТИЕМ ЛЮДЕЙ С РАС

У людей с РАС присутствует нарушение обработки сенсорной информации – проблемы с процессами обработки информации от одной или более из семи сенсорных систем: визуальной (зрение), аудиальной (слух), тактильной (прикосновения), обонятельной (запах), вкусовой, вестибулярной (равновесие) или проприоцептивной (движение).

 

При этом возможны как гиперчувствительность (повышенная чувствительность) ко входным сигналам, так и гипочувствительность (сниженная чувствительность).

 

Обработка информации от одной или нескольких систем может быть нарушена настолько, что повседневные ощущения воспринимаются как невыносимо интенсивные или вообще не воспринимаются. Такое состояние называется «сенсорная перегрузка»: один или более из каналов чувственного восприятия переполняется и человеку становится трудно на чём-либо сосредоточиться. В ряде случаев сенсорная перегрузка может привести к срыву – аутической истерике, характеризующейся самоповреждениями, криками, потерей сознания.

 

Потому необходимо соблюдать следующие минимальные рекомендации при взаимодействии с людьми с РАС в рамках мероприятий с их участием:

 

  1. Переведите свои устройства связи и записи в беззвучный режим. Звуки определённой частоты и продолжительности вызывают у людей с РАС перегрузку, особенно при внезапном их включении.

  2. Не используйте съёмку со вспышкой. Это может вызвать перегрузку по визуальному каналу.

  3. Не прикасайтесь к людям с РАС без получения разрешения на физический контакт. Не протягивайте руку для пожатия первыми, не хлопайте по телу с целью привлечь внимание.

  4. Говорите прямо, чётко. Избегайте шуток, намёков, иносказаний. Не ожидайте понимания того, что кажется очевидным – проговаривайте это. По возможности формулируйте вопросы, используя терминологию и соблюдая краткость.

  5. Обязательно спросите, как обращаться к человеку (какую форму имени использовать). И при озвучивании вопросов используйте только эту форму. У многих людей с РАС трудности с откликом на имя.

  6. По возможности старайтесь не смотреть в глаза. У большинства людей с РАС это вызывает тревогу и перегрузку, даже если они обучены имитировать зрительный контакт.

  7. По возможности говорите тихо, обращайтесь к друг другу по очереди. Одновременные разговоры нескольких человек, громкая речь, смех вызывают перегрузку.

  8. По возможности не используйте сильно пахнущую косметику и не курите перед приходом в помещение.

  9. Помните, что обращение к вам без использования так называемых вежливых слов и выражений (например «Перефразируйте вопрос» вместо «Пожалуйста, задайте вопрос иначе») не является преднамеренной грубостью. Стиль общения в форме «запрос-ответ» по механическому типу – естественная форма коммуникации людей с РАС.

  10. Учитывайте, что необычный глазной контакт, тон голоса, ориентирование корпуса во время разговора не в вашу сторону не означает отсутствие интереса или враждебности. Это делается для концентрации на активации устной речи и помогает справляться с сенсорной перегрузкой во время общения.

 

 

***

 

 

На сегодняшний день доказано, что многие проблемы в поведении связаны с тем, что люди с РАС воспринимают и перерабатывают сенсорную информацию качественно иначе, чем обычные люди.

Особенности сенсорной сферы детей с расстройствами аутистического спектра становятся источником проблем в обучении и приводят к различным видам дезадаптивного поведения. Многие трудности, вызванные сенсорными особенностями детей с РАС, можно преодолеть, создавая особую сенсорную среду или используя специальное оборудование.

 

Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Стратегии помощи. Методическое пособие/ Манелис Н.Г., Никитина Ю.В., Феррои Л.М., Комарова О.П.

 

Предлагаемое методическое пособие, разработанное специалистами  Федерального  ресурсного  центра  по  организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, знакомит со стратегиями оказания помощи детям с сенсорными проблемами. Пособие предназначено для учителей, логопедов, дефектологов и других специалистов,  работающих с детьми, имеющими РАС.

 

 

***

 

 

Внимание, коллеги! Уникальное пособие «Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра»!

 

В  пособии  описана  авторская  методика  формирования  навыков  речевой коммуникации  у  детей  с  расстройствами  аутистического  спектра. Раскрываются общие принципы, условия, алгоритм и  организационные  формы коррекционной  работы.  Представлена  программа  формирования коммуникативных навыков, описаны методы, приемы и способы их формирования.

Описана  процедура  оценки  коммуникативных  навыков  у  детей  с  аутистическими  нарушениями, определения  целей  обучения.  Представлена  методика оценки результативности формирования коммуникативных навыков.

 

Учебно-методическое пособие  адресовано  психологам,  дефектологам, логопедам,  педагогам  дополнительного  образования,  учителям  и  родителям детей с аутистическими расстройствами.

Исследование  выполнено  при  финансовой  поддержке  РГНФ  в  рамках научно-исследовательского  проекта  РГНФ  «Разработка  программы  формирования  коммуникативных  навыков  у  детей  с  расстройствами  аутистического спектра  дошкольного  и  младшего  школьного  возраста»,  проект  №  09-06-00517а.

 

 

***

 

 

Издательский центр ЧИППКРО опубликовал учебное пособие «Психологическое консультирование семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья», автором которого является Конева О.Б., кандидат психологических наук.

 

В учебном пособии раскрыты основы консультативного подхода к работе с семьей, воспитывающего ребенка с ОВЗ; методы изучения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ; арттерапевтические методы психотерапии и психокоррекции в консультативной практике работы с детьми с ОВЗ; основные формы организации взаимодействия специалистов и родителей; современные техники консультирования и психотерапии семьи ребенка с ОВЗ: сенсорными нарушениями, интеллектуальной недостаточностью, речевыми расстройствами, эмоциональной сферы и поведения и многое другое.

 

 

***

 

 

Для дефектологов, логопедов, учителей начальной школы, учителей основного общего и среднего общего образования, педагогов дошкольных учреждений массовых групп и групп компенсирующей направленности, родителей!

 

Министерство образования и науки Челябинской области и Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования выпустили актуальный сборник методических рекомендаций «Современные психолого-педагогические технологии коррекционно-развивающего образования детей с расстройствами аутистического спектра».

 

Содержание рекомендаций поможет педагогам и родителям ознакомиться с современными психологопедагогическими технологиями коррекционно-развивающего образования детей с расстройствами аутистического спектра. Используя методические рекомендации, педагог совместно с родителями, сможет выбрать путь наиболее эффективной коррекции негативных проявлений поведения и коммуникации ребенка с расстройством аутистического спектра, а также развить его навыки общения и взаимодействия с людьми, адаптировать в окружающей среде.

 

 

***

 

 

 Это интересно! Уникальное пособие!

 

Это пособие  будет полезно в первую очередь членам семей, воспитывающим ребенка с тяжелыми множественными дефектами, а также работникам организаций, оказывающих помощь детям с тяжелыми множественными нарушениями развития. В пособии наглядно представлены инновационные практические технологии развивающего ухода за детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития. Пособие состоит из 4-х частей: «Коммуникация и социализация», «Бытовые навыки», «Позиционирование», «Организация пространства и оборудование».

 

Издание осуществлено в рамках проекта РБОО «Центр лечебной педагогики» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

 

Напоминаем, что тяжелые и множественные нарушения развития (ТМНР) — это нарушения нескольких функций организма одновременно: интеллектуальные нарушения; двигательные нарушения; нарушения зрения или слуха, нарушение сенсорной интеграции; эпилепсия; расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы; соматические заболевания.

 

 

***

 

 

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) — это неврологическо-поведенческое расстройство развития детей, характеризующееся нарушениями концентрации внимания, гиперактивностью и плохо управляемой импульсивностью.

 

В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, подпрограммы «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов»  Министерством образования и науки Российской Федерации и Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институтом управления образованием Российской академии образования» выпущены методические рекомендации «Работа  с  детьми  с  синдромом  дефицита  внимания  и  гиперактивности  от  дошкольного  до  подросткового  возраста на  разных  уровнях  получения  образования».

 

В методических рекомендациях освещается комплексный подход к организации работы с  детьми  с  синдромом  дефицита  внимания  и  гиперактивности  от  дошкольного  до подросткового  возраста  на  разных  уровнях  получения  образования,  а  также  с  их  семьями.

 

Сформирован  алгоритм  диагностической  оценки  аддиктивных  форм  поведения  у  детей  и подростков  данной категории, выделены факторы и причины семейной дезадаптации.

Авторы  излагают  основные  подходы  к  психолого-педагогическому  сопровождению детей  с  синдромом  дефицита  внимания  и  гиперактивности,  к  методам  коррекции гиперактивности  детей,  связанной  с  дефицитом  внимания  на  разных  возрастных  этапах развития, включая формы семейной работы с родителями.

 

Адресовано  учителям, педагогам- психологам, социальным педагогам образовательных организаций  дошкольного  образования  и  общеобразовательных  организаций;  родителям, у чьих детей есть проблемы с поведением, вниманием,  учебой, волей и самоорганизацией,  в том числе детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

 

 

***

 

 

Еще один интересный сайт на просторах интернета. Портал «Образование без границ» является масштабной базой научно-методических знаний по инклюзивному и специальному образованию для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и специалистов образовательных учреждений.

 

На портале представлены следующие материалы:

 

  • нормативно-правовые документы, регламентирующие инклюзивное и специальное образование с комментариями юриста;

  • видео-лекции ведущих учёных по проблемам образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • научные доклады российских и зарубежных исследований в области инклюзивного и специального образования;

  • коллекции научных материалов  российских и зарубежных авторов по проблеме проекта;

  • учебно-методические материалы для специалистов;

  • рекомендации для родителей;

  • обзоры международного и регионального опыта реализации инклюзивной практики образования.

  •  

У родителей есть возможность:

  • использовать информационно-методический ресурс для развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ;

  • получать онлайн консультации специалистов;

  • участвовать в работе форума с наиболее острыми вопросами по образованию детей с ОВЗ.

 

У специалистов есть возможность получить рекомендации:

  • по разработке вариативных программ и методического сопровождения образовательного процесса, учитывающих особенности различных категорий воспитанников и учащихся;

  • по построению системы разноуровневой оценки знаний и умений учащихся;

  • по организации и проведении просветительской работы с родителями по пониманию и принятию «особых» детей,

  • по эффективным способам взаимодействия и взаимообогащения между «особыми» детьми и их здоровыми сверстниками.

 

Официальный адрес информационно-методического портала по инклюзивному и специальному образованию «Образование без границ» в сети Интернет: http://edu-open.ru

 

 

***

 

 

Уважаемые коллеги, по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Личность в норме и патологии», которая проходила 20–21 апреля 2017 г. выпущен сборник.

 

Сборник Всероссийской научно-практической конференции «Личность в норме и патологии» посвящен анализу и обобщению научного и практического опыта психологов, педагогов, дефектологов, врачей, социальных работников и представителей других специальностей, касающегося нормального и аномального развития и функционирования личности. Можете ознакомиться с содержанием сборника здесь…