Версия для слабовидящих
ИКП РАО издало интересное пособие для родителей «особых» детей
В этом пособии родители могут получить ответы на следующие вопросы:
Как подготовить «особого» ребенка к школе?
Что нужно знать родителям «особого» ребенка-первоклассника?
Что такое образовательный маршрут для «особого» ребенка?
Как помочь «особому» ребенку преодолеть трудности в обучении?
Как организовать жизнь «особого» ребенка вне школы?
Как готовить ребенка к самостоятельности?
и многие другие вопросы.
***
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) в рамках национального проекта «Образование».
Консультационная помощь родителям (законным представителям)
Здесь размещены видео-консультации для родителей:
Консультации для родителей детей раннего возраста - (ikp-rao.ru)
Консультации для родителей детей дошкольного возраста - (ikp-rao.ru)
Консультации для родителей детей школьного возраста - (ikp-rao.ru)
Консультации для родителей подростков - (ikp-rao.ru)
***
Впервые в истории отечественной дефектологии ФГБНУ «Институтом коррекционной педагогики РАО» подготовлена хрестоматия в 2-х частях, в которых в систематизированном виде представлены основные достижения XX века в области клинико-психолого-педагогического изучения, воспитания и обучения детей с комплексными нарушениями, а также наиболее значимые работы известных отечественных ученых-новаторов в области клинико-психолого-педагогического изучения, организации обучения и психолого-педагогической помощи детям с умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития.
Изучение, воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями (XX век). Хрестоматия.
Hrestomatiya_Izuchenie_vospitanie_i_obuchenie_detej_s_kompleksnymi.pdf (ikp-rao.ru)
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития: от изучения к новаторским практикам воспитания и обучения. Хрестоматия.
Hrestomatiya_vospitaniya_i_obucheniya_165x235_3.pdf (ikp-rao.ru)
***
Коллеги, предлагаем Вашему вниманию методические материалы:
***
Коллеги, предлагаем Вашему вниманию Материалы для формирования гражданской самоидентичности
Классный час "Я -гражданин России"
***
Коллеги, предлагаем Вашему вниманию практические методические рекомендации по проведению интерактивного занятия с обучающимися на тему "Час доверия" с использованием видеороликов о работе Круглосуточной службы психологической помощи и поддержки "Ты не один", а также материалы для выступления на родительском собрании с целью информирования о работе Круглосуточной службы психологической помощи и поддержки "Ты не один".
Прилагаем ссылки для воспроизведения видеоматериалов
***
ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» подготовил методическое пособие «Комплексное сопровождение обучающихся со сколиозом в разных типах образовательных организаций».
В пособии даются рекомендации по социально-психологической поддержке и коррекции детей, больных сколиозом в условиях образовательной организации.
***
ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» подготовил методическое пособие «Диагностика особенностей развития обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата для построения индивидуальной образовательной траектории».
Методическое пособие посвящено системе оценки особых образовательных потребностей, обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Адресовано специалистам ПМПК, педагогам, учителям-дефектологам и психологам образовательных организаций.
***
ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» подготовил методическое пособие «Повышение функциональной дееспособности семей, воспитывающих ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата».
В пособии дается характеристика родителей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, стили воспитания ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, критерии социально-психологических характеристик семей и другое.
***
ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» подготовил методическое пособие по формированию альтернативной коммуникации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата «Я могу общаться».
В пособии дается клиническая характеристика детей с двигательными нарушениями, характеристика особенностей родительской позиции при воспитании детей с двигательными нарушениями, а также предлагаются виды альтернативной коммуникации.
***
Минпросвещения России разработало рекомендации по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий.
Здесь Вы найдет ответы на вопросы организации дистанционного обучения детей с ОВЗ, реализации программ дошкольного образования; начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и другие вопросы.
***
Условия современности ставят перед семьями новые задачи. Режим дня, биоритмы и плотность личного контакта в условиях самоизоляции меняют детско-родительское взаимодействие.
Как найти свои ресурсы, свой кислород? Как позаботиться о себе?
Ответы на эти вопросы найдете в статье «Мама на карантине: как не сойти с ума в самоизоляции?»
***
Институт коррекционной педагогики разработал методические рекомендации для педагогов и родителей по дистанционному обучению детей с ОВЗ. Их еще немного, но они будут постоянно пополняться. Ссылка на ресурс
Здесь вы найдете:
Специалистам: методические рекомендации для педагогов, диагностические и обучающие материалы для учеников, практики обучения с использованием дистанционных технологий (опыт школ), полезные ссылки.
Родителям: обучающие вебинары, рекомендации по организации обучения и воспитания своего ребенка, часто задаваемые вопросы.
Есть возможность задать вопрос специалистам института.
***
Советы детского психолога обучающимся, родителям в период введения режима обязательной самоизоляции на территории Челябинской области, а также в период перехода на дистанционный режим обучения.
Памятки по предотвращению тревожных состояний (разработаны сотрудниками МГППУ):
Родители, близкие детей, находясь дома могут привить ребенку навыки преодоления, совладания со сложными ситуациями и научить его справляться с возможным стрессом. Размещаем советы детского психолога «Как родителю помочь ребенку справиться с возможным стрессом при временном нахождении дома.
За последние несколько дней жизнь здорово изменилась, в школах вводят удаленную форму обучения, родители работают из дома, с друзьями сложно увидеться вживую. В подобной ситуации очень важно попробовать сосредоточиться на возможностях, которые появились, вместо того чтобы думать о лишениях. Именно такой подход можно назвать оптимизмом. Несколько советов, которые помогут подросткам не упасть духом и не поддаться тревоге, и в то же время отнестись к ситуации серьезно.
Родителям и близким ребенка важно самим постараться сохранить спокойное, адекватное и критичное отношение к происходящему. Рекомендации для родителей детей как сохранить и поддерживать для себя и ребенка привычный распорядок дня
Постарайтесь использовать это время, чтобы Вам с ребенком лучше узнать друг друга. Советы для родителей дошкольников и младших школьников в период объявленной эпидемии
Самый эффективный способ преодолеть такие состояния состоит в том, чтобы сосредоточиваться не на том, что сейчас затруднительно, недоступно или непредсказуемо, а, наоборот, — на том, что можно и хорошо было бы сделать. Советы для студентов и учащейся молодежи: снижение стресса, контроль тревоги, сохранение продуктивности в текущих делах
Сейчас такая ситуация, что многие школьники и студенты оказались дома. Карантин. Школы и вузы прекратили работу. И ситуация такова, что, действительно, лучше соблюдать рекомендацию реже выходить из дома; хотя ваши дети, особенно если они подростки, будут рваться на улицу, захотят использовать это время, чтобы встречаться с друзьями. Им кажется, что эти внеплановые каникулы жалко проводить дома и можно использовать их более приятным и полезным, с их точки зрения, образом. Советы психолога для родителей подростков, оказавшихся дома во время карантина из-за коронавируса
Пребывание дома на изоляции — это не «наказание». Это ресурс для освоения новых навыков, получения знаний, для новых интересных дел. Как пережить карантин: советы психолога семье
Источники: Центр экстренной психологической помощи, Факультет психологии образования, Факультет юридической психологии ФГБОУ ВО МГППУ
***
Коллеги, информация для Вас!
Предлагаем Вашему вниманию методические материалы по организации образования и комплексного сопровождения лиц с ТМНР.
На сайте Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития (ФРЦ ИН ТМНР) размещены
1. материалы онлайн-семинара «Актуальные вопросы организации образования и комплексного сопровождения лиц с ТМНР» 13 и 17 декабря 2019 г.:
13 декабря 2019 г. на семинаре освещены следующие вопросы:
«Оценка развития ребенка для разработки СИПР» (Рудакова Е.А.)
«Организация образовательного процесса для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)» (Рудакова Е.А.)
17 декабря 2019 г. на семинаре освещены следующие вопросы:
«Физическое развитие детей и подростков с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР. Эрготерапия» (Арламова И.И.)
«Альтернативная и дополнительная коммуникация» (Назаркина С.И.)
2. раздаточные материалы для мероприятий ФРЦ ИН ТМНР в ноябре-декабре 2019 года:
Оценка развития ребенка с ТМНР для разработки СИПР
Предметно-практические действия
Примерное положение о СИПР
Проблемы поведения и их коррекция
Разработка специальной индивидуальной программы развития в контексте ФГОС
Сенсорное развитие
Специальные методы обучения
Формирование базовых учебных действий
***
Коллеги, продолжаем обсуждать аспекты создания доступной среды для людей с РАС на мероприятиях с их участием. Сегодня мы делимся с вами советами по особенностям взаимодействия с аудиторией.
Экспертами сообщества Aspergers.ru предложены следующие рекомендации при взаимодействии с людьми с РАС в рамках мероприятий с их участием.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ НА МЕРОПРИЯТИЯХ С УЧАСТИЕМ ЛЮДЕЙ С РАС
У людей с РАС присутствует нарушение обработки сенсорной информации – проблемы с процессами обработки информации от одной или более из семи сенсорных систем: визуальной (зрение), аудиальной (слух), тактильной (прикосновения), обонятельной (запах), вкусовой, вестибулярной (равновесие) или проприоцептивной (движение).
При этом возможны как гиперчувствительность (повышенная чувствительность) ко входным сигналам, так и гипочувствительность (сниженная чувствительность).
Обработка информации от одной или нескольких систем может быть нарушена настолько, что повседневные ощущения воспринимаются как невыносимо интенсивные или вообще не воспринимаются. Такое состояние называется «сенсорная перегрузка»: один или более из каналов чувственного восприятия переполняется и человеку становится трудно на чём-либо сосредоточиться. В ряде случаев сенсорная перегрузка может привести к срыву – аутической истерике, характеризующейся самоповреждениями, криками, потерей сознания.
Потому необходимо соблюдать следующие минимальные рекомендации при взаимодействии с людьми с РАС в рамках мероприятий с их участием:
Переведите свои устройства связи и записи в беззвучный режим. Звуки определённой частоты и продолжительности вызывают у людей с РАС перегрузку, особенно при внезапном их включении.
Не используйте съёмку со вспышкой. Это может вызвать перегрузку по визуальному каналу.
Не прикасайтесь к людям с РАС без получения разрешения на физический контакт. Не протягивайте руку для пожатия первыми, не хлопайте по телу с целью привлечь внимание.
Говорите прямо, чётко. Избегайте шуток, намёков, иносказаний. Не ожидайте понимания того, что кажется очевидным – проговаривайте это. По возможности формулируйте вопросы, используя терминологию и соблюдая краткость.
Обязательно спросите, как обращаться к человеку (какую форму имени использовать). И при озвучивании вопросов используйте только эту форму. У многих людей с РАС трудности с откликом на имя.
По возможности старайтесь не смотреть в глаза. У большинства людей с РАС это вызывает тревогу и перегрузку, даже если они обучены имитировать зрительный контакт.
По возможности говорите тихо, обращайтесь к друг другу по очереди. Одновременные разговоры нескольких человек, громкая речь, смех вызывают перегрузку.
По возможности не используйте сильно пахнущую косметику и не курите перед приходом в помещение.
Помните, что обращение к вам без использования так называемых вежливых слов и выражений (например «Перефразируйте вопрос» вместо «Пожалуйста, задайте вопрос иначе») не является преднамеренной грубостью. Стиль общения в форме «запрос-ответ» по механическому типу – естественная форма коммуникации людей с РАС.
Учитывайте, что необычный глазной контакт, тон голоса, ориентирование корпуса во время разговора не в вашу сторону не означает отсутствие интереса или враждебности. Это делается для концентрации на активации устной речи и помогает справляться с сенсорной перегрузкой во время общения.
***
На сегодняшний день доказано, что многие проблемы в поведении связаны с тем, что люди с РАС воспринимают и перерабатывают сенсорную информацию качественно иначе, чем обычные люди.
Особенности сенсорной сферы детей с расстройствами аутистического спектра становятся источником проблем в обучении и приводят к различным видам дезадаптивного поведения. Многие трудности, вызванные сенсорными особенностями детей с РАС, можно преодолеть, создавая особую сенсорную среду или используя специальное оборудование.
Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Стратегии помощи. Методическое пособие/ Манелис Н.Г., Никитина Ю.В., Феррои Л.М., Комарова О.П.
Предлагаемое методическое пособие, разработанное специалистами Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, знакомит со стратегиями оказания помощи детям с сенсорными проблемами. Пособие предназначено для учителей, логопедов, дефектологов и других специалистов, работающих с детьми, имеющими РАС.
***
Внимание, коллеги! Уникальное пособие «Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра»!
В пособии описана авторская методика формирования навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. Раскрываются общие принципы, условия, алгоритм и организационные формы коррекционной работы. Представлена программа формирования коммуникативных навыков, описаны методы, приемы и способы их формирования.
Описана процедура оценки коммуникативных навыков у детей с аутистическими нарушениями, определения целей обучения. Представлена методика оценки результативности формирования коммуникативных навыков.
Учебно-методическое пособие адресовано психологам, дефектологам, логопедам, педагогам дополнительного образования, учителям и родителям детей с аутистическими расстройствами.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Разработка программы формирования коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра дошкольного и младшего школьного возраста», проект № 09-06-00517а.
***
Издательский центр ЧИППКРО опубликовал учебное пособие «Психологическое консультирование семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья», автором которого является Конева О.Б., кандидат психологических наук.
В учебном пособии раскрыты основы консультативного подхода к работе с семьей, воспитывающего ребенка с ОВЗ; методы изучения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ; арттерапевтические методы психотерапии и психокоррекции в консультативной практике работы с детьми с ОВЗ; основные формы организации взаимодействия специалистов и родителей; современные техники консультирования и психотерапии семьи ребенка с ОВЗ: сенсорными нарушениями, интеллектуальной недостаточностью, речевыми расстройствами, эмоциональной сферы и поведения и многое другое.
***
Для дефектологов, логопедов, учителей начальной школы, учителей основного общего и среднего общего образования, педагогов дошкольных учреждений массовых групп и групп компенсирующей направленности, родителей!
Министерство образования и науки Челябинской области и Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования выпустили актуальный сборник методических рекомендаций «Современные психолого-педагогические технологии коррекционно-развивающего образования детей с расстройствами аутистического спектра».
Содержание рекомендаций поможет педагогам и родителям ознакомиться с современными психологопедагогическими технологиями коррекционно-развивающего образования детей с расстройствами аутистического спектра. Используя методические рекомендации, педагог совместно с родителями, сможет выбрать путь наиболее эффективной коррекции негативных проявлений поведения и коммуникации ребенка с расстройством аутистического спектра, а также развить его навыки общения и взаимодействия с людьми, адаптировать в окружающей среде.
***
Это интересно! Уникальное пособие!
Это пособие будет полезно в первую очередь членам семей, воспитывающим ребенка с тяжелыми множественными дефектами, а также работникам организаций, оказывающих помощь детям с тяжелыми множественными нарушениями развития. В пособии наглядно представлены инновационные практические технологии развивающего ухода за детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития. Пособие состоит из 4-х частей: «Коммуникация и социализация», «Бытовые навыки», «Позиционирование», «Организация пространства и оборудование».
Издание осуществлено в рамках проекта РБОО «Центр лечебной педагогики» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Напоминаем, что тяжелые и множественные нарушения развития (ТМНР) — это нарушения нескольких функций организма одновременно: интеллектуальные нарушения; двигательные нарушения; нарушения зрения или слуха, нарушение сенсорной интеграции; эпилепсия; расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы; соматические заболевания.
***
СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) — это неврологическо-поведенческое расстройство развития детей, характеризующееся нарушениями концентрации внимания, гиперактивностью и плохо управляемой импульсивностью.
В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, подпрограммы «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» Министерством образования и науки Российской Федерации и Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институтом управления образованием Российской академии образования» выпущены методические рекомендации «Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности от дошкольного до подросткового возраста на разных уровнях получения образования».
В методических рекомендациях освещается комплексный подход к организации работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности от дошкольного до подросткового возраста на разных уровнях получения образования, а также с их семьями.
Сформирован алгоритм диагностической оценки аддиктивных форм поведения у детей и подростков данной категории, выделены факторы и причины семейной дезадаптации.
Авторы излагают основные подходы к психолого-педагогическому сопровождению детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, к методам коррекции гиперактивности детей, связанной с дефицитом внимания на разных возрастных этапах развития, включая формы семейной работы с родителями.
Адресовано учителям, педагогам- психологам, социальным педагогам образовательных организаций дошкольного образования и общеобразовательных организаций; родителям, у чьих детей есть проблемы с поведением, вниманием, учебой, волей и самоорганизацией, в том числе детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
***
Еще один интересный сайт на просторах интернета. Портал «Образование без границ» является масштабной базой научно-методических знаний по инклюзивному и специальному образованию для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и специалистов образовательных учреждений.
На портале представлены следующие материалы:
нормативно-правовые документы, регламентирующие инклюзивное и специальное образование с комментариями юриста;
видео-лекции ведущих учёных по проблемам образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
научные доклады российских и зарубежных исследований в области инклюзивного и специального образования;
коллекции научных материалов российских и зарубежных авторов по проблеме проекта;
учебно-методические материалы для специалистов;
рекомендации для родителей;
обзоры международного и регионального опыта реализации инклюзивной практики образования.
У родителей есть возможность:
использовать информационно-методический ресурс для развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ;
получать онлайн консультации специалистов;
участвовать в работе форума с наиболее острыми вопросами по образованию детей с ОВЗ.
У специалистов есть возможность получить рекомендации:
по разработке вариативных программ и методического сопровождения образовательного процесса, учитывающих особенности различных категорий воспитанников и учащихся;
по построению системы разноуровневой оценки знаний и умений учащихся;
по организации и проведении просветительской работы с родителями по пониманию и принятию «особых» детей,
по эффективным способам взаимодействия и взаимообогащения между «особыми» детьми и их здоровыми сверстниками.
Официальный адрес информационно-методического портала по инклюзивному и специальному образованию «Образование без границ» в сети Интернет: http://edu-open.ru
***
Уважаемые коллеги, по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Личность в норме и патологии», которая проходила 20–21 апреля 2017 г. выпущен сборник.
Сборник Всероссийской научно-практической конференции «Личность в норме и патологии» посвящен анализу и обобщению научного и практического опыта психологов, педагогов, дефектологов, врачей, социальных работников и представителей других специальностей, касающегося нормального и аномального развития и функционирования личности. Можете ознакомиться с содержанием сборника здесь…