Версия для слабовидящих


Дети-билингвы

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в рамках реализации  проекта «Обучение русскому языку как неродному в условиях поликультурной среды г. Челябинска»

Специалисты МБУ «ЦППМСП Калининского района г.Челябинска» оказывают психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в реализации проекта «Обучение русскому языку как неродному в условиях поликультурной среды г. Челябинска».

 

Цель проекта – создание условий для успешной социализации обучающихся-билингвов в российской социокультурной и языковой среде и формирования их коммуникативной компетенции.

 

В МБУ «ЦППМСП Калининского района г.Челябинска» в рамках проекта «Обучение русскому языку как неродному в условиях поликультурной среды г. Челябинска» организуется работа по созданию условий инклюзивного образования для обучающихся — билингвов, успешной социализации которых препятствуют  ограниченные возможности здоровья, трудности социальной адаптации.

 

Получатели услуги:

  • педагоги МАОУ «СОШ № 6 г.Челябинска»;

  • обучающиеся — билингвы, успешной социализации которых препятствуют их ограниченные возможности здоровья, трудности социальной адаптации;

  • родители (законные представители) обучающихся — билингвов, успешной социализации которых препятствуют их ограниченные возможности здоровья, трудности социальной адаптации.

 

Специалисты Центра проводят просветительскую работу для педагогов МАОУ «СОШ № 6 г. Челябинска» целью которой является повышение компетентности педагогических кадров, которые только начинают работать с обучающимися заявленной категории.

 

Психолого-медико-педагогической комиссией, своевременно выявляются обучающиеся-билингвы, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, проводится их психолого-медико-педагогического обследование, разрабатываются рекомендации по оказанию им ППМС-помощи, организации обучения и воспитания.  После прохождения комиссии по каждому ребенку проводятся совместные заседания психолого-педагогического консилиума (ППк) педагогов МАОУ «СОШ № 6 г. Челябинска» и специалистов ПМПК. На заседании специалисты ПМПК знакомят педагогов МАОУ «СОШ № 6 г. Челябинска» с результатами психолого-медико-педагогического обследования обучающихся-билингвов, выделяют проблемные зоны в их развитии, социальной адаптации, отмечают приоритетные направления коррекции. На ППк определяются ведущие специалисты в работе с данными детьми. Таким образом, осуществляется совместное проектирование индивидуального психолого-педагогического сопровождения данных обучающихся.

 

Далее подключаются к работе специалисты отдела сопровождения психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Центра. Они принимают участие в разработке адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов, оптимизации обучения и воспитания обучающихся-билингвов. Специалистами  Центра оказывается методическая помощь педагогам МАОУ «СОШ № 6 г. Челябинска» по вопросам реализации адаптированных основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся-билингвов с ОВЗ, применения технологий психолого-педагогического сопровождения обучающихся-билингвов с трудностями социальной адаптации, а также в осуществлении индивидуального подхода, индивидуализации обучения.

 

Также в целях выполнения рекомендаций ПМПК по запросу МАОУ «СОШ № 6 г. Челябинска», в рамках договора о сетевом взаимодействии организуются занятия обучающихся-билингвов с ОВЗ со специалистами отдела сопровождения  МБУ «ЦППМСП Калининского района г.Челябинска» (учителем-дефектологом, учителем-логопедом),  как на базе МАОУ «СОШ № 6 г. Челябинска», так и на базе МБУ «ЦППМСП Калининского района г.Челябинска».

 

Специалистами МБУ «ЦППМСП Калининского района г.Челябинска» регулярно проводятся индивидуальные консультации для родителей (законных представителей) обучающихся, овладевающих неродным русским языком.

 

СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ОБУЧАЮЩИХСЯ – БИЛИНГВОВ

 

  1. Преодолением языкового барьера. Перекосы: русский язык – учебная сфера; родной язык – бытовая, у ребенка происходит пролонгированный стресс, что тормозит адаптацию к новым условиям проживания.

  2. Психологический стресс. Потеря   личностного   статуса   по   отношению   к педагогам   и   сверстникам, необходимость   установления   новых   ролевых отношений.

  3. Трудности в подготовке домашнего задания. Так как трудности возникают и при усвоении учебного материала, для успешной подготовки домашнего задания приходится тратить значительное количество времени, особенно в начальной школе.

  4. Отсутствие помощи родителей. Родители многих учеников с трудом разговаривают по-русски и, следовательно, не могут помочь ребенку в выполнении домашнего задания.

  5. Наличие национального акцента. Отсюда типичные ошибки: неправильное ударение, низкая грамотность, глотание окончаний.

  6. Часто длительный перерыв в учебной деятельности.

 

Цели работы педагогов с двуязычными детьми:

 

  • практические (овладение определённым объёмом языкового материала, формирование   соответствующей   речевой   компетенции, ознакомление   с культурой народа, страны или стран изучаемого языка);

  • общевоспитательные (воспитание   у   ребёнка   интереса   и   уважения   к культуре, традициям, обычаям и нравам людей, говорящих на другом языке, общее развитие навыков социальной коммуникации);

  •  общеразвивающие (обогащение   содержания   жизни   детей, насыщение коммуникативной среды, расширение кругозора).

 

Задачи учителя в поликультурном классе:

 

  • определить уровень владения языком; познакомиться с родителями ученика (определение уровня языка и социального положения);

  • исходя из этого определить содержание обучения, приемы и методы учебной работы;

  • направить процесс обучения русскому языку на реальную коммуникацию;

  • разработать программу обучения русскому языку (интенсивного курса);

  • формировать позитивное отношение учителя прежде всего и одноклассников к детям мигрантам; создать в классе психологический комфорт и уважительное отношение.

 

Советы педагогам:

 

  1. Учитывать в работе язык, религию, особенности культуры, особенности семьи, жизненную историю и социальный статус, наличие опыта обучения; возраст, в котором начато овладение вторым языком и т.п.

  2. Учитывать психологическое состояние обучающихся, чтобы у ребёнка не вызвать стресс при изучении русского языка. Нужно всё постигать постепенно, дозировано, избегая метода «бросания щенка в воду». Необходимо учитывать основные принципы педагогики: методичность, последовательность, регулярность.

  3. Информировать родителей детей-билингвов об условиях их успешного обучения, так как усилия педагогов без поддержки родителей неэффективны. Поэтому педагоги должны донести до родителей двуязычных детей условия их успешного обучения. Необходимо организовывать разнообразные формы работы с родителями: индивидуальную (беседа, консультация), коллективную  (взаимодействие всех педагогов с родителями, круглые столы, собрания, родительский лекторий, совместные   выставки,   тренинги,   совместное   участие   в   подготовке   и проведении   праздников,   дни   открытых   дверей,   вечер   вопросов   и   ответов), наглядно­-информационную (выставки, реклама).

  4. Учитывать, что знание особенностей разных национальных языков позволяет не только   прикоснуться к культуре этих народов, но и помогает понять некоторые трудности, возникающие при изучении русского языка.

  5. Тщательно отбирать речевые образцы (в соответствии с возрастом, интересом, степенью активности детей и так далее). Методику организации занятий следует реализовывать посредством создания ситуаций, которые стимулируют инициативную речь: через ответные реплики в диалоге с опорой на высказывание собеседника; путем мотивированного выстраивания самостоятельных высказываний в игровом общении: от двухсловных предложений до рассказа-монолога; посредством усвоения традиционных формул общения.

  6. Использовать индивидуальный дидактический материал (карточки, таблицы, схемы), это поможет работать с учащимися разного уровня подготовки, учитывая индивидуальные особенности.

  7. Учитывать при проверке знаний, что тестирование с вариантами ответов помогает быстрее и точнее вспомнить правило или нужное определение.

 

 

Выступление Меркасимовой Ольги Сергеевны, директора МБУ «ЦППМСП Калининского района г.Челябинска», на ежегодной городской Августовской конференции работников образования, 26 августа 2020 года.

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в рамках реализации проекта «Обучение русскому языку как неродному в условиях поликультурной среды г. Челябинска»

 

Нормативно-правовое обеспечение

Приказ Минпросвещения Российской Федерации № 581 от 03.08.2023 г. "О внесении изменения в пункт 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства  просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115"

 

Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации № НН-202/07 от 16.08.2021 г. "О направлении методических рекомендаций" 

 

Письмо Министрества Просвещения Российской Федерации № 07-6179 от 12.09.2022 "О направлении методических рекомендаций" 

 

Письмо Министрества Просвещения Российской Федерации № ДГ-1050/07 от 06.05.2022 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями об организации работы общеобразовательных организаций по оценке уровня языковой подготовки обучающихся несовершеннолетних
иностранных граждан")

 

Европейская социальная хартия

 

Концепция миграционной политики до 2025 года

 

Федеральная целевая программа «Укрепление единства Российской нации и этнокультурное развитие народов России на 2014-2020 годы» (Утверждена постановлением Правительства РФ № 718 от 20 августа 2013 г.)

 

Приказ Комитета по делам образования г. Челябинска № 2482-у от 27.11.2018 г.  «О реализации проекта «Обучение русскому языку как неродному в условиях поликультурной среды г. Челябинска»

 

Приложение 3 к Письму Минпросвещения России от № 07-1430 «Рекомендации для руководителей и специалистов психолого-медико-педагогических комиссий по организации обследования детей иностранных граждан, а также детей, прибывших из ДНР и ЛНР»

 

Приказ от 14 октября 2013 г. № 444 «Об утверждении методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов российской федерации о порядке выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их предупреждения и действиях, направленных на ликвидацию их последствий

 

Указ президента Российской Федерации об обеспечении межнационального согласия»

 

Указ президента Российской Федерации «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»

 

Закон «О языках народов Российской Федерации»

 

Письмо от 16 августа 2021 г. n нн-202/07 «О направлении методических рекомендаций»

 

Указ президента Российской Федерации «О концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы»

 

Федеральный Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»