"Горячие" нормативные документы

Уважаемые коллеги! 26 декабря 2022 года утверждены «Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования».

Применение Рекомендаций позволит унифицировать требования к приобретаемому оборудованию и учебно-методическим материалам, гарантировать их соответствие ФГОС ДО, обеспечить комплексную безопасность пребывания ребенка в ДОО.

Здесь Вы сможете найти и примерное оснащение кабинета-дефектолога.

 

 

 

***

 

 

Коллеги, 24 ноября 2022 года принята Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Она разработана в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Изучаем!

Напоминаем, что действующие адаптированные основные общеобразовательные программы должны быть приведены в соответствие с федеральными адаптированными основными общеобразовательными программами до 1 сентября 2023 года.

 

 

***

 

 

Коллеги, 24 ноября 2022 года принята Федеральная адаптированная образовательная программа образования дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ.

Стандарт определяет инвариантные цели и ориентиры разработки АООП ДО, а Программа предоставляет примеры вариантивных способов и средств их достижения.

Изучаем!

 

 

***

 

 

Уважаемые коллеги!

 

С 1 января 2021 года введены новые Санитарные правила.

 

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

 

Признан утратившим силу ряд актов, в том числе СанПиН от 10.07.2015 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразвательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Данные санитарные правила действуют до 1 января 2027 года.

Изучаем, соблюдаем!

 

 

 

***

 

 

Коллеги, 18 марта 2022 г. № 1/22 решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию одобрена Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

 

Целью настоящей Программы является обеспечение реализации коррекционно-образовательной составляющей комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) для достижения возможно более высокого уровня социальной адаптации и социализации, самостоятельности и независимости, достойного качества жизни. 

Знакомимся!

 

 

***

 

 

Коллеги, программы для обучающихся с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития и расстройствами аутистического спектра размещены на сайте государственной информационной системы "РЕЕСТР ПРИМЕРНЫХ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ". Изучаем, внедряем!

 

 

 

***

 

 

Коллеги, Московский педагогический государственный университет в рамках реализации проекта «Научно-методические основы системы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью» предлагает для обсуждения примерные рабочие программы воспитания обучающихся с ОВЗ. Знакомимся, принимаем участие в обсуждении!

 

http://mpgu.su/nauchno-metodicheskie-osnovy-sistemy-vospitanija-detej-s-ovz/primernye-programmy-dlja-obsuzhdenija/

 

 

 

***

 

 

Коллеги, 3 марта 2022 г. было принято Приложение 3 к Письму Минпросвещения России от  № 07-1430 «Рекомендации для руководителей и специалистов психолого-медико-педагогических комиссий по организации обследования детей иностранных граждан, а также детей, прибывших из ДНР и ЛНР»

 

В данном Приложении уточнено:

 

  1. Категория обучающихся с ОВЗ является уникальной для Российской Федерации; в большинстве иностранных государств, в том числе странах СНГ, указанная категория обучающихся не выделяется отдельно, они включены в понятие «инвалид (ребенок-инвалид)».

  2. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, нет.

  3. ПМПК принимает решение по выдаче заключений самостоятельно с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.

  4. При этом низкий уровень владения русским языком не может быть основанием для признания ребенка обучающимся с ОВЗ.

  5. Обращаем внимание, что на федеральном уровне требований к обследованию детей, не являющихся гражданами Российской Федерации, нет.

 

 

 

***

 

 

Уважаемые коллеги!

 

Изменения в Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по ООП — образовательным программам НОО, ООО и СОО!

 

Обращаем Ваше внимание на изменения в нормативно правовом акте: «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденный приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115 (изменения внесены приказом Минпросвещения России от 11 февраля 2022 г. № 69).

 

Основные изменения:

 

  • установление предельной наполняемости отдельного класса (группы), группы продленного дня для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от нозологической группы;

  • конкретизация условий реализации адаптированных общеобразовательных программ в части трудового обучения;

  • исключение нормы о пребывании в классе (группе) только обучающихся, владеющих навыками самообслуживания.

 

Вступает в силу с 1 сентября 2022 года и действует до 1 сентября 2027 года.

 

Ссылка на документ

 

 

***

 

 

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”

 

Минпросвещения утвердило новый ФГОС основного общего образования.

В частности, помимо алгебры и геометрии, предусмотрен еще один математический учебный курс "Вероятность и статистика".

Прописаны требования к организации электронного обучения и применению дистанционных образовательных технологий.

Детализированы требования к результатам освоения обучающимися программы основного общего образования по каждому предмету.

 

Прием на обучение по прежнему ФГОСу прекращается с 1 сентября 2022 г.

 

 

 

***

 

 

 

Письмо Министерства просвещения РФ от 27 августа 2021 г. № АБ-1362/07 “Об организации основного общего образования обучающихся с ОВЗ в 2021/22 уч. году”

 

В данном письме Минпросвещения разъяснило, как в школах организовать обучение детей с ОВЗ в 2021/22 учебном году. Указано, какие изменения могут быть внесены в учебный план.

 

Образовательные организации самостоятельно разрабатывают АООП ООО с учетом требований ФГОС ООО.

Школа вправе в 2021/22 учебном году осуществлять обучение по АООП ООО в соответствии с ФГОС с согласия обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних. Согласие может быть получено в ходе специально организованного собрания.

 

Переход на обучение в соответствии с требованиями ФГОС ООО при наличии согласия возможен на любом году обучения.

 

 

 

***

 

 

 

Уточнена норма о приоритетном зачислении

в одну начальную школу или детский сад братьев и сестер

 

Коллеги скорректированы положения абзаца второго п. 2 ст. 54 Семейного кодекса и ч. 3.1. ст. 67 Закона об образовании о приоритетном зачислении детей в ту же начальную школу или тот же детский сад, где учатся их братья или сестры (Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 310-ФЗ "О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 36 и 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").

Поправками исключено ограничение, согласно которому указанное преимущественное право предоставляется при условии проживания братьев и (или) сестер в одной семье и наличия у них общего места жительства.

Кроме того, установлено что такое право предоставляется как полнородным, так и неполнородным братьям и (или) сестрам.

Изменения вступили в силу 13 июля 2021 года.

 

 

 

***

 

 

 

Коллеги, Минпросвещения совместно с ФГАОУ ДПО «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения РФ» разработало практические рекомендации (советы) для учителей и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального, общего, основного, среднего образования с использованием дистанционных технологий.

 

Настоящие практические рекомендации подготовлены на основании анализа нормативных правовых актов, методических материалов и экспертных рекомендаций, с учетом мирового и отечественного опыта субъектов Российской Федерации, который сложился в текущем году.

 

 

***

 

 

Коллеги, Вам интересны методические разработки видеоуроков для разных категорий детей с ОВЗ?

 

В рамках реализации мероприятий по организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при переходе образовательных организаций на дистанционные формы обучения Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России подготовили пакет методических материалов для использования в работе.

 

 

 

***

 

 

 

Письмо Министерства просвещения РФ от 14 сентября 2020 г. № ДГ-1484/07 “О направлении разъяснений”

 

Коллеги, Минпросвещения еще раз разъяснило, что рабочее время учителя-логопеда состоит из нормируемой части (20 часов в неделю за ставку зарплаты) и времени выполнения части педагогической работы, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.

 

 

***

 

 

 

Коллеги, новый нормативный документ!

 

1 сентября 2020 г. обучающиеся по АООП, разработанным в соответствии с ФГОС для детей с ОВЗ переходят на уровень основного общего образования.

 

Как же нам работать?

 

Предлагаем Вам письмо Минпросвещения России от 14.08.2020 г. № ВБ-1612/07 «О программах основного образования». Здесь Вы найдете ответ на вопрос о том, что надо делать образовательным организациям для организации основного общего образования обучающихся с ОВЗ в 5 классе в 2020/2021 учебном году.

 

 

***

 

 

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"

 

С 2021 г. устанавливаются новые правила организации и осуществления деятельности по программам дошкольного образования. Они заменят правила 2013 г.

 

Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую (для детей с ОВЗ), оздоровительную (для детей, нуждающихся в длительном лечении и специальных лечебно-оздоровительных мероприятиях) или комбинированную (совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ) направленность.

 

Могут быть организованы также группы детей раннего возраста для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы для воспитанников в возрасте от 2 месяцев, семейные дошкольные группы.

 

Отдельно оговорены особенности организации образовательной деятельности для лиц с ОВЗ.

 

Коллеги, знакомимся с документом, принимаем к сведению!

 

 

***

 

 

 

 

Письмо Министерства просвещения РФ от 16 мая 2019 г. N ТС-1192/03 “О направлении информации”

 

Коллеги, в этом письме Минпросвещения разъяснило особенности:

 

  • введения в штатное расписание детских садов специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • обучения в группах компенсирующей и комбинированной направленности детей разных категорий;

  • зачисления ребенка с ОВЗ в общеразвивающую группу без смены ее направленности.

 

Изучаем, принимаем к сведению!

 

 

***

 

 

Коллеги!

 

Минпросвещения определило новый порядок ведения деятельности по программам начального, основного и среднего общего образования. В частности, закреплены правила реализации программ на случай возникновения ЧС, режима повышенной готовности на всей территории России или ее части. Исключено указание на максимальное количество учеников в одном классе (25 человек). Данный показатель определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

 

Уточнены особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

Приказы Минобрнауки по данному вопросу утратили силу.

 

Приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.

 

 

***

 

 

Коллеги!

 

9 сентября 2020 года Комитет по делам образования города Челябинска разработал письмо «О направлении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность», в котором даны разъяснения образовательным организациям:

 

  • общие положения,

  • порядок оказания логопедической помощи в организациях,

  • перечень методического обеспечения логопедической диагностики и логопедических занятий, рекомендуемой кафедрой специальной педагогики и психологии и предметных методик ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», городским профессиональным сообществом учителей-логопедов и учителей-дефектологов МДОУ, городским методическим объединением педагогов специального и инклюзивного образования и т.д.

 

Изучаем, внедряем в работу!

 

 

***

 

 

Учителя-логопеды школ и детских садов, информация для Вас!

 

6 августа 2020 года вышло примерное Положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность!

Здесь Вы найдете информацию:

 

  • о порядке оказания логопедической помощи в образовательной организации;

  • об оказании логопедической помощи при освоении образовательных программ дошкольного образования;

  • об оказании логопедической помощи при освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования;

  • а также найдете образцы:

  • согласия родителя (законного представителя) обучающегося на проведение логопедической диагностики обучающегося;

  • заявления родителей (законного представителя) обучающегося для зачисления на логопедические занятия и др.

Изучаем, используем в работе!

 

 

***

 

 

Публикуем Письмо Минпросвещения России от 11.02.2019 № 05-108 «О профессиональном обучении лиц с различными формами умственной отсталости».

 

Минпросвещения России разъяснены особенности профессионального обучения лиц с различными формами умственной отсталости.

 

Разъяснения касаются, в том числе, организационной и методической поддержки получения профессионального обучения обучающимися с различными формами умственной отсталости, не имеющими основного общего или среднего общего образования.

 

 

***

 

 

Письмо Минпросвещения России № ДГ – 49307 «О проведении итоговой аттестации лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

 

 Министерство просвещения Российской Федерации направляет рекомендации о проведении итоговой аттестации лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

А также, в связи с многочисленными обращениями граждан Минпросвещения России, дало разъяснения о порядке проведения итоговой аттестации для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в период ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (CОVID-19).

 

 

***

 

 

Актуальная информация для педагогов-психологов!

Коллеги, вышел актуальный документ! Предлагаем с ним познакомиться!

 

Письмо Минпросвещения России от 27.03.2020 № 07-2446 «О направлении информации», здесь Вы найдете следующие рекомендации:

 

  • охрана психического здоровья детей и подростков во время вспышки COVID-19,

  • рекомендации для подростков, испытывающих беспокойство из-за коронавируса,

  • предложения по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в условиях дистанционного режима обучения,

  • памятка для педагогов-психологов по организации сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра в условиях перехода на обучение в дистанционном режиме.

 

 

***

 

 

Утверждено расписание ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ на 2020 год! 

Заботливые родители, информация для вас!

УЧАСТНИКИ С ОВЗ, ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ И ИНВАЛИДЫ

 

Нормативные правовые документы, регламентирующие порядок проведения ГИА для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов:

 

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный № 52952);

  • Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов

 

Допуск к ГИА

 

К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования не ниже удовлетворительных).

Лица с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды имеют право писать как итоговое сочинение, так и  изложение (при этом время увеличивается на 1,5 часа).

 

Результаты итогового сочинения учитываются по усмотрению вуза.

 

Результаты изложения вузом не учитываются.

 

Итоговое сочинение (изложение) проводится в условиях, учитывающих состояние их здоровья. Для лиц, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, итоговое сочинение (изложение) организуется на дому (или в медицинском учреждении).

 

Проведение итогового сочинения (изложения) регулируется Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным Приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный № 52952) и Методическими рекомендациями по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения). 

 

Необходимые документы для предоставления особых условий

 

Обучающиеся, выпускники прошлых лет с ОВЗ при подаче заявления предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

 

Обучающиеся, выпускники прошлых лет дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее – Справка ФГУ МСЭ).

 

В заявлении обучающиеся указывают специальные условия, учитывающие состояние их здоровья, особенности психофизического развития.

 

Форма ГИА

 

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды по образовательным программам среднего общего образования могут добровольно выбрать форму ГИА (единый государственный экзамен (ЕГЭ) или государственный выпускной экзамен (ГВЭ)).

Результаты ГВЭ, в отличие от результатов ЕГЭ, не учитываются при поступлении в вузы, а засчитываются только как итоги государственной итоговой аттестации. Поступить в вуз обучающиеся, сдававшие ГВЭ, смогут по результатам вступительных испытаний, форму и перечень которых определяются образовательной организацией высшего образования.

 

Продолжительность ГИА

 

Продолжительность экзамена для данных лиц увеличивается на 1,5 часа (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение»).

 

Продолжительность ЕГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение») увеличивается на 30 минут.

 

Условия проведения ГИА

 

Материально-технические условия проведения экзамена обеспечивают возможность беспрепятственного доступа таких обучающихся, выпускников прошлых лет в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).

 

При проведении экзамена присутствуют ассистенты, оказывающие указанным обучающимся, выпускникам прошлых лет необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных возможностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание.

Указанные обучающиеся, выпускники прошлых лет с учетом их индивидуальных возможностей пользуются в процессе сдачи экзамена необходимыми им техническими средствами.

 

ГВЭ по всем учебным предметам по их желанию проводится в устной форме.

 

Для слабослышащих обучающихся, выпускников прошлых лет аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования.

Для глухих и слабослышащих обучающихся, выпускников прошлых лет при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик.

 

Для слепых обучающихся, выпускников прошлых лет:

 

  • экзаменационные материалы оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера;

  • письменная экзаменационная работа выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере;

  • предусматривается достаточное количество специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер.

 

Для слабовидящих обучающихся, выпускников прошлых лет экзаменационные материалы копируются в увеличенном размере, в аудиториях для проведения экзаменов предусматривается наличие увеличительных устройств и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс.

 

Для обучающихся, выпускников прошлых лет с нарушением опорно-двигательного аппарата письменная экзаменационная работа может выполняться на компьютере со специализированным программным обеспечением.

 

Во время проведения экзамена для указанных обучающихся, выпускников прошлых лет организуются питание и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.

 

Для лиц, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, экзамен организуется на дому. 

 

Особенности рассмотрения апелляций участников ГИА с ОВЗ

 

Для рассмотрения апелляций участников ГИА с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов КК привлекает к своей работе тифлопереводчиков (для рассмотрения апелляций слепых участников ГИА), сурдопереводчиков (для рассмотрения апелляций глухих участников ГИА).

 

Вместе с участником ГИА с ОВЗ, ребенком — инвалидом, инвалидом на рассмотрении его апелляции помимо родителей (законных представителей) может присутствовать ассистент.

 

В случае обнаружения КК ошибки в переносе ответов слепых или слабовидящих участников ГИА на бланки ГИА конфликтная комиссия учитывает данные ошибки как технический брак. Экзаменационные работы таких участников ГИА проходят повторную обработку (включая перенос на бланки ГИА стандартного размера) и, при необходимости, повторную проверку экспертами.

 

Информация взята с сайта ОФИЦИАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПОРТАЛА ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ЕГЭ — 2020 

 

Также на сайте вы найдете следующую полезную информацию:

 

  • УЧАСТНИКАМ ЕГЭ

  • Проверить результаты ЕГЭ

  • Итоговое сочинение (изложение)

  • Подготовка к ЕГЭ

  • Поступление в вузы

  • Олимпиады и ЕГЭ

  • Участники с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды

  • Апелляция

  • Советы участникам ЕГЭ

  • Вопрос-ответ

  • Анкетирование

 

 

***

 

 

Утверждено расписание ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ на 2020 год! 

Заботливые родители, информация для вас!

 

Выпускники IX классов, являющиеся лицами с ОВЗ, детьми-инвалидами, инвалидами, имеют право добровольно выбрать формат выпускных испытаний — основной государственный экзамен или государственный выпускной экзамен.

 

УЧАСТНИКАМ С ОВЗ

 

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, образовательная организация оборудуется с учетом их индивидуальных особенностей.

Выпускники IX классов, являющиеся лицами с ОВЗ, детьми-инвалидами, инвалидами, имеют право добровольно выбрать формат выпускных испытаний — основной государственный экзамен или государственный выпускной экзамен.

 

Для определения необходимых условий проведения ГИА: выпускники с ОВЗ при подаче заявления на участие в ГИА должны предоставить копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

 

Материально-технические условия должны обеспечивать: возможность беспрепятственного доступа участников ГИА в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях; наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже наличие специальных кресел и других приспособлений.

 

Для участников ГИА с ОВЗ, для обучающихся на дому и обучающихся в медицинских организациях (при предъявлении копии рекомендаций ПМПК), для участников ГИА — детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность, и копии рекомендаций ПМПК) обеспечивается создание следующих специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития:

 

  • присутствие ассистентов при необходимости, оказывающих техническую помощь, помогающих занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание;

  • использование на ГИА необходимых для выполнения заданий технических средств;

  • оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников ГИА);

  • привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика (для глухих и слабослышащих участников ГИА);

  • оформление экзаменационных материалов, выполнение письменной экзаменационной работы рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера;

  • обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером (для слепых участников ГИА);

  • копирование экзаменационных материалов в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов ГЭК в увеличенном размере;

  • обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами; индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников ГИА);

  • выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию.

 

Участники экзамена могут пользоваться необходимыми им техническими средствами с учетом их индивидуальных особенностей. ГВЭ по всем учебным предметам по их желанию проводится в устной форме. При проведении экзамена в устной форме экзаменатор-собеседник при необходимости задает вопросы, которые позволяют участнику ГИА уточнить и (или) дополнить устный ответ в соответствии с требованиями вопроса экзаменационного задания.

 

Во время проведения экзамена для участников организуются питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур.

 

Время экзамена увеличивается на 1,5 часа.

 

Продолжительность ОГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение») увеличивается на 30 минут.

Для обучающихся, по медицинским показаниям не имеющих возможности прийти в ППЭ, и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, экзамен организуется на дому.

 

Информация взята с официального информационного портала ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИ ГИА – 9 

 

Также на сайте вы найдете следующую полезную информацию:

 

  • Допуск к ГИА

  • Обязательные экзамены и экзамены по выбору

  • Подготовка к ГИА

  • Результаты ГИА

  • Участникам с ОВЗ

  • Апелляция

  • Советы участникам и их родителям

  • Вопрос-ответ

 

 

***

 

 

Министерство просвещения Российской Федерации обращает внимание, что в последнее время участились случаи обращения родителей, обучающихся с нарушениями чтения и письма на отсутствие специальных условий обучения (эффективного психолого-педагогического сопровождения) этой категории детей.

 

В письме Министерства Просвещения Российской Федерации от 8 февраля 2019 г. № ТС-421/07 «О направлении рекомендаций» даны разъяснения о необходимости повышения эффективности работы служб психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями чтения и письма, включая детей дошкольного возраста группы риска по фактору нарушения чтения и письма; организации работы ПМПК и ПМПк образовательных организаций, педагогов и специалистов по раннему выявлению предпосылок нарушения чтения и письма, организации преемственности психолого-педагогического сопровождения обучающихся на всех уровнях общего образования; оказания специализированной помощи обучающимся, у которых нарушения чтения и письма не обусловлены нарушениями устной речи.

 

Уточнено, что обучающиеся с нарушениями чтения и письма не относятся к категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, но имеют право на получение психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в центрах ППМиС помощи, в образовательных организациях.

 

 

***

 

 

Опубликованы  «Разъяснения о сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» (письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07)

Минпросвещения дает рекомендации по сопровождению образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью и разъясняет:

 

  •  статус и обязанности тьютора и ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам;

  •  порядок введения в штатное расписание таких сотрудников;

  •  особенности их деятельности.

 

Образовательным организациям нужно учитывать, что должностные обязанности тьютора и ассистента по оказанию технической помощи не идентичны!

 

 

***

 

 

Коллеги, актуальный документ!

 

Знакомимся с Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

 

С изменениями и дополнениями от: 13 декабря 2013 г., 28 мая 2014 г., 17 июля 2015 г., 1 марта, 10 июня 2019 г.

 

 

***

 

 

Коллеги, актуальный документ!

 

Знакомимся с Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» 

С изменениями и дополнениями от: 21 января 2019 г.

 

 

***

 

 

ВНИМАНИЕ!

Не пропустите!

 

Министерство просвещения Российской Федерации распоряжением от 9 сентября 2019 г. № 93 утвердило примерное Положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации.

 

Цель документа – способствовать созданию оптимальных условий для обучения, развития, социализации и адаптации учащихся посредством психолого-педагогического сопровождения.

Коллеги, приводим свои документы в соответствие с новым приказом!

 

 

***

 

 

 РЕБЁНОК – ЭТО ГРЯДУЩЕЕ!

Уважаемые коллеги и родители! Изучаем актуальный документ!

 

Впервые  создана  целостная,  научно  обоснованная Концепция  развития  образования  во  всех возможных  формах  и  на  всех  его  уровнях,  начиная  с  первых  лет  жизни  ребенка  — инвалида, и ребенка с  ограниченными возможностями здоровья.  Она разработана специалистами отечественной научной школы и основана на результатах современных исследований  в  области  специальной  психологии  и  коррекционной  педагогики,  на  данных актуальных  междисциплинарных  исследований,  научных  представлениях  о  специфике современного детства и анализе современного состояния и тенденций развития образования детей с ОВЗ за рубежом и в России.

 

В  Концепции  представлены  основные  положения,  ключевые  ориентиры  и  выделенные стратегические направления развития всех уровней образования детей с ОВЗ от первого, базового, обеспечивающего  семье  своевременную  психолого-педагогическую  помощь  в  раннем  возрасте ребенка до уровня профессиональной подготовки молодых людей и инвалидов с ОВЗ.

 

 

***

 

 

Уважаемые коллеги, 21 января 2019 г. внесены изменения и дополнения в Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».

 

Изменения коснулись раздела III. Особенности организация образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в котором приведены особенности организации образовательной деятельности для таких детей.

 

Знакомимся с новой редакцией приказа, при необходимости вносим коррективы в свою работу!

 

 

***

 

 

7 ноября 2018 года Министерством просвещения пересмотрен порядок проведения ГИА по основным образовательным программам основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 декабря 2013 г. N 1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»).

Экзамены по русскому языку и математике по-прежнему сдаются в обязательном порядке. По остальным предметам — на добровольной основе по выбору школьника (ранее требовалось выбрать 2-3 экзамена).

 

ГИА проводится в следующих формах.

 

Первая — основной госэкзамен (ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов. Речь идет о комплексах заданий стандартизированной формы. Их разрабатывает Рособрнадзор.

 

Вторая — письменные и устные экзамены с использованием текстов, тем, заданий, билетов (государственный выпускной экзамен, ГВЭ). Их сдают в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, в МЛС, в школах, находящихся за рубежом (в т. ч. в загранучреждениях МИДа России). Кроме того, в такой форме аттестацию проходят учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. Однако ученик вправе выбрать ОГЭ. Материалы ГВЭ также определяет Рособрнадзор.

 

Третья форма ГИА определяется уполномоченными региональными органами для тех, кто выбрал экзамен по родному языку и/или родной литературе.

 

К ГИА допускаются лица без академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам не ниже удовлетворительных). Ранее разрешалось иметь «двойку» по 1 предмету при условии сдачи по нему экзамена.

 

 

***

 

 

АООП НОО обучающихся с ЗПР — варианты 7.1 и 7.2

 

С 1 сентября 2016 года в общеобразовательных организациях города Челябинска реализуется федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ образовательной организацией может реализовываться два варианта АООП НОО обучающихся с ЗПР — варианты 7.1 и 7.2. В чем отличие этих вариантов смотрите в Письме Комитета по делам образования города Челябинска от 2016 года № 16-02/ 5021 «Рекомендациях по созданию специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ (задержкой психического развития) общеобразовательными организациями города Челябинска в период введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ».

 

 

***

 

 

Уважаемые педагоги дошкольных образовательных организаций и родители!

 

04.06.2018 Комитетом по делам образования города Челябинска издан приказ №1061-у «Об организации логопедической помощи в дошкольных образовательных организациях г. Челябинска», в котором утверждены Положение об оказании логопедической помощи детям в муниципальных образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, а также пакет документации, регламентирующей оказание логопедической помощи обучающимся дошкольных образовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия ЦППМСП и дошкольной образовательной организации.

 

Обращаем Ваше внимание, в соответствии с данным Положением логопедическая помощь оказывается детям в возрасте от 5 до 7 лет с фонетико-фонематическими, фонетическими, фонематическими нарушениями речи.

 

***

 

 

Особую категорию обучающихся составляют дети, которые по тем или иным обстоятельствам являются детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ. Такие дети нуждаются в особом внимании, отношении и подходе. Минобрнауки России дает разъяснения своей позиции в части полномочий психолого-медико-педагогических комиссий по вопросам итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

***

 

 

Письмо МОиН  Челябинской области «Об утверждении инструкции по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме ОГЭ и ЕГЭ  для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов в Челябинской области в 2018 году»

 

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях разъяснения особенностей организации и проведения ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов. В соответствии с пунктом 37 Порядка ГИА-11 и пунктом 34 Порядка ГИА-9 для обучающихся, выпускников прошлых лет с ОВЗ, обучающихся, выпускников прошлых лет детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно- курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, ОИВ, загранучреждения и учредители организуют проведение ГИА в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.

 

 

***

 

 

Особенности комплектования групп муниципальных образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми на территории города Челябинска воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья смотрите в приказе Комитета по делам образования города Челябинска от  12.02.2016г. № 196-у.

 

 

***

 

 

А Вы знаете, что возрастная группа ребенка при комплектовании групп МДОУ определяется по состоянию на 1 сентября текущего года?

А как осуществляется прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность по программам дошкольного образования?

Смотрите Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность по программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми», постановлением Администрации города от 28.04.2017

 

 

***

При приеме в 1 класс  образовательных организаций города Челябинска детей, не достигших возраста 6 лет и 6 месяцев, и детей старше 8 лет на 1 сентября текущего года родителям (законным представителям) вместе с заявлением о разрешении приема в образовательную организацию необходимо предоставить коллегиальное заключение ПМПК. Смотрите приказ Комитета по делам образования города Челябинска «О приеме в 1 класс образовательных организаций города Челябинска детей, не достигших возраста 6 лет и 6 месяцев, и детей старше 8 лет на 1 сентября текущего года» от  15.01.2018г. № 145-у.

 

 

***

 

 

ГИА-9! Уважаемые коллеги, что делать, если Вы первично направляете обучающегося 9-го класса в ПМПК с целью установления статуса и определения специальных условий государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам основного общего образования (ГИА-9) для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов? Ознакомьтесь с письмом МОиН Челябинской области № 1213/9516 от 06.10.2017г.

 

 

***

 

 

Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В рамках реализации Плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее — ФГОС ОВЗ), утвержденного 11 февраля 2015 года за N ДЛ-5/07вн, Минобрнауки России направляет методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ.