Версия для слабовидящих
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ
ПРИКАЗЫ
Приказ Комитета по делам образования города Челябинска № 145-у от 15.01.2018г. «О приеме в 1 класс образовательных организаций города Челябинска детей, не достигших возраста 6 лет и 6 месяцев, и детей старше 8 лет на 1 сентября текущего года»
ПИСЬМА
Письмо Министерства просвещения РФ от 14 сентября 2020 г. № ДГ-1484/07 “О направлении разъяснений”
Письмо Минпросвещения России от 14.08.2020 г. № ВБ-1612/07 «О программах основного образования»
Письмо Министерства просвещения РФ от 16 мая 2019 г. N ТС-1192/03 “О направлении информации”
Письмо Минпросвещения России от 11.02.2019 № 05-108 «О профессиональном обучении лиц с различными формами умственной отсталости»
Письмо Минпросвещения России от 27.03.2020 № 07-2446 «О направлении информации»
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 8 февраля 2019 г. № ТС-421/07 «О направлении рекомендаций»
Письмо Комитета по делам образования города Челябинска от 2016 года № 16-02/ 5021 «Рекомендациях по созданию специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ (задержкой психического развития) общеобразовательными организациями города Челябинска в период введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ»
ПОСТАНОВЛЕНИЯ
РЕКОМЕНДАЦИИ
Пакет методических материалов для использования в работе
Положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ Минобрнауки России 11 февраля 2015 года за N ДЛ-5/07вн
ПРОГРАММЫ
Примерные рабочие программы воспитания обучающихся с ОВЗ
Законопроект № 507335-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
23 июля 2024 года Государственная Дума на пленарном заседании приняла изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», которые в целом сводятся к регламентации специфики обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), инвалидов и детей-инвалидов.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года.
Уточнена норма о приоритетном зачислении
в одну начальную школу или детский сад братьев и сестер
Коллеги скорректированы положения абзаца второго п. 2 ст. 54 Семейного кодекса и ч. 3.1. ст. 67 Закона об образовании о приоритетном зачислении детей в ту же начальную школу или тот же детский сад, где учатся их братья или сестры.
Поправками исключено ограничение, согласно которому указанное преимущественное право предоставляется при условии проживания братьев и (или) сестер в одной семье и наличия у них общего места жительства.
Кроме того, установлено что такое право предоставляется как полнородным, так и неполнородным братьям и (или) сестрам.
Изменения вступили в силу 13 июля 2021 года.
Документ содержит учебно-методическую документацию - федеральную рабочую программу воспитания, примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, федеральный календарный план воспитательной работы, а также иные компоненты.
Федеральная образовательная программа дошкольного воспитания ступает в силу с 8 января 2023 г.
Программа позволит реализовать несколько основополагающих функций дошкольного образования, среди которых - обучение и воспитание ребенка как гражданина России, формирование основ его гражданской и культурной идентичности, приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, а также воспитание детей, знающих и уважающих историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
Изучаем! Помним, что теперь необходимо разработать на основе ФАОП свои АООП и утвердить их к 01.09.2023.
Изучаем! Помним, что теперь необходимо разработать на основе ФАОП свои АООП и утвердить их к 01.09.2023.
Изучаем! Помним, что теперь необходимо разработать на основе ФАОП свои АООП и утвердить их к 01.09.2023.
Изменения в Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по ООП — образовательным программам НОО, ООО и СОО!
Обращаем Ваше внимание на изменения в нормативно правовом акте: «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Основные изменения:
Вступает в силу с 1 сентября 2022 года и действует до 1 сентября 2027 года.
Минпросвещения утвердило новый ФГОС основного общего образования.
В частности, помимо алгебры и геометрии, предусмотрен еще один математический учебный курс "Вероятность и статистика".
Прописаны требования к организации электронного обучения и применению дистанционных образовательных технологий.
Детализированы требования к результатам освоения обучающимися программы основного общего образования по каждому предмету.
Прием на обучение по прежнему ФГОСу прекращается с 1 сентября 2022 г.
С 2021 г. устанавливаются новые правила организации и осуществления деятельности по программам дошкольного образования. Они заменят правила 2013 г.
Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую (для детей с ОВЗ), оздоровительную (для детей, нуждающихся в длительном лечении и специальных лечебно-оздоровительных мероприятиях) или комбинированную (совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ) направленность.
Могут быть организованы также группы детей раннего возраста для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы для воспитанников в возрасте от 2 месяцев, семейные дошкольные группы.
Отдельно оговорены особенности организации образовательной деятельности для лиц с ОВЗ.
С изменениями и дополнениями от: 13 декабря 2013 г., 28 мая 2014 г., 17 июля 2015 г., 1 марта, 10 июня 2019 г.
С изменениями и дополнениями от: 21 января 2019 г.
21 января 2019 г. внесены изменения и дополнения. Изменения коснулись раздела III. Особенности организация образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в котором приведены особенности организации образовательной деятельности для таких детей.
Знакомимся с новой редакцией приказа, при необходимости вносим коррективы в свою работу
Утверждены Положение об оказании логопедической помощи детям в муниципальных образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, а также пакет документации, регламентирующей оказание логопедической помощи обучающимся дошкольных образовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия ЦППМСП и дошкольной образовательной организации.
Обращаем Ваше внимание, в соответствии с данным Положением логопедическая помощь оказывается детям в возрасте от 5 до 7 лет с фонетико-фонематическими, фонетическими, фонематическими нарушениями речи.
При приеме в 1 класс образовательных организаций города Челябинска детей, не достигших возраста 6 лет и 6 месяцев, и детей старше 8 лет на 1 сентября текущего года родителям (законным представителям) вместе с заявлением о разрешении приема в образовательную организацию необходимо предоставить коллегиальное заключение ПМПК
Минпросвещения скорректировало порядок ведения деятельности по программам начального, основного и среднего общего образования.
Установлено, что для удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся, слабо владеющих или не владеющих русским языком, в учебный план можно включать курсы, дисциплины (модули), а также программы дополнительного образования по изучению русского языка в необходимом объеме.
Для определения такой потребности в школах будут проводить диагностику обучающихся на уровень владения русским языком.
Приказ действует до 1 сентября 2027 г.
Разъяснения подготовлены с целью сохранения в РФ единого образовательного пространства для детей, нуждающихся в длительном лечении, для актуализации в регионах порядков регламентации и оформления отношений по данному вопросу, а также для оказания методической поддержки специалистам органов исполнительной власти субъектов РФ, руководителям образовательных и медицинских организаций, педагогам, соцработникам, родителям.
В данном Приложении уточнено:
Категория обучающихся с ОВЗ является уникальной для Российской Федерации; в большинстве иностранных государств, в том числе странах СНГ, указанная категория обучающихся не выделяется отдельно, они включены в понятие «инвалид (ребенок-инвалид)».
В данном письме Минпросвещения разъяснило, как в школах организовать обучение детей с ОВЗ в 2021/22 учебном году. Указано, какие изменения могут быть внесены в учебный план.
Образовательные организации самостоятельно разрабатывают АООП ООО с учетом требований ФГОС ООО.
Школа вправе в 2021/22 учебном году осуществлять обучение по АООП ООО в соответствии с ФГОС с согласия обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних. Согласие может быть получено в ходе специально организованного собрания.
Переход на обучение в соответствии с требованиями ФГОС ООО при наличии согласия возможен на любом году обучения.
Минпросвещения еще раз разъяснило, что рабочее время учителя-логопеда состоит из нормируемой части (20 часов в неделю за ставку зарплаты) и времени выполнения части педагогической работы, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.
1 сентября 2020 г. обучающиеся по АООП, разработанным в соответствии с ФГОС для детей с ОВЗ переходят на уровень основного общего образования.
Здесь Вы найдете ответ на вопрос о том, что надо делать образовательным организациям для организации основного общего образования обучающихся с ОВЗ в 5 классе в 2020/2021 учебном году.
Минпросвещения разъяснило особенности:
Даны разъяснения образовательным организациям:
общие положения,
порядок оказания логопедической помощи в организациях,
перечень методического обеспечения логопедической диагностики и логопедических занятий, рекомендуемой кафедрой специальной педагогики и психологии и предметных методик ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», городским профессиональным сообществом учителей-логопедов и учителей-дефектологов МДОУ, городским методическим объединением педагогов специального и инклюзивного образования и т.д.
Минпросвещения России разъяснены особенности профессионального обучения лиц с различными формами умственной отсталости.
Разъяснения касаются, в том числе, организационной и методической поддержки получения профессионального обучения обучающимися с различными формами умственной отсталости, не имеющими основного общего или среднего общего образования.
Министерство просвещения Российской Федерации направляет рекомендации о проведении итоговой аттестации лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
А также, в связи с многочисленными обращениями граждан Минпросвещения России, дало разъяснения о порядке проведения итоговой аттестации для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в период ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (CОVID-19).
Вы найдете следующие рекомендации:
Министерство просвещения Российской Федерации обращает внимание, что в последнее время участились случаи обращения родителей, обучающихся с нарушениями чтения и письма на отсутствие специальных условий обучения (эффективного психолого-педагогического сопровождения) этой категории детей.
Даны разъяснения о необходимости повышения эффективности работы служб психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями чтения и письма, включая детей дошкольного возраста группы риска по фактору нарушения чтения и письма; организации работы ПМПК и ПМПк образовательных организаций, педагогов и специалистов по раннему выявлению предпосылок нарушения чтения и письма, организации преемственности психолого-педагогического сопровождения обучающихся на всех уровнях общего образования; оказания специализированной помощи обучающимся, у которых нарушения чтения и письма не обусловлены нарушениями устной речи.
Уточнено, что обучающиеся с нарушениями чтения и письма не относятся к категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, но имеют право на получение психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в центрах ППМиС помощи, в образовательных организациях.
Минпросвещения дает рекомендации по сопровождению образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью и разъясняет:
Образовательным организациям нужно учитывать, что должностные обязанности тьютора и ассистента по оказанию технической помощи не идентичны!
С 1 сентября 2016 года в общеобразовательных организациях города Челябинска реализуется федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ образовательной организацией может реализовываться два варианта АООП НОО обучающихся с ЗПР — варианты 7.1 и 7.2. В чем отличие этих вариантов смотрите в Письме Комитета
Особую категорию обучающихся составляют дети, которые по тем или иным обстоятельствам являются детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ. Такие дети нуждаются в особом внимании, отношении и подходе. Минобрнауки России дает разъяснения своей позиции в части полномочий психолого-медико-педагогических комиссий по вопросам итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях разъяснения особенностей организации и проведения ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов. В соответствии с пунктом 37 Порядка ГИА-11 и пунктом 34 Порядка ГИА-9 для обучающихся, выпускников прошлых лет с ОВЗ, обучающихся, выпускников прошлых лет детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно- курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, ОИВ, загранучреждения и учредители организуют проведение ГИА в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
ГИА-9! Уважаемые коллеги, что делать, если Вы первично направляете обучающегося 9-го класса в ПМПК с целью установления статуса и определения специальных условий государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам основного общего образования (ГИА-9) для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов?
С целью разъяснения вопросов, связанных с организацией образования обучающихся с ОВЗ в 2023–2024 учебном году, Министерством просвещения РФ подготовлены информационное письмо от 31.09.2023 № АБ-3569/07 и методические рекомендации по применению в деятельности дошкольных и общеобразовательных организаций федеральных адаптированных образовательных программ. Коллеги, воспользуйтесь данными рекомендациями при планировании своей работы.
Признан утратившим силу ряд актов, в том числе СанПиН от 10.07.2015 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразвательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Данные санитарные правила действуют до 1 января 2027 года.
Изучаем, соблюдаем!
А Вы знаете, что возрастная группа ребенка при комплектовании групп МДОУ определяется по состоянию на 1 сентября текущего года?
А как осуществляется прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность по программам дошкольного образования?
Применение Рекомендаций позволит унифицировать требования к приобретаемому оборудованию и учебно-методическим материалам, гарантировать их соответствие ФГОС ДО, обеспечить комплексную безопасность пребывания ребенка в ДОО.
Здесь Вы сможете найти и примерное оснащение кабинета-дефектолога.
Минпросвещения совместно с ФГАОУ ДПО «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения РФ» разработало.
Настоящие практические рекомендации подготовлены на основании анализа нормативных правовых актов, методических материалов и экспертных рекомендаций, с учетом мирового и отечественного опыта субъектов Российской Федерации, который сложился в текущем году.
Вам интересны методические разработки видеоуроков для разных категорий детей с ОВЗ?
В рамках реализации мероприятий по организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при переходе образовательных организаций на дистанционные формы обучения Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России подготовили
Здесь Вы найдете информацию:
о порядке оказания логопедической помощи в образовательной организации;
об оказании логопедической помощи при освоении образовательных программ дошкольного образования;
об оказании логопедической помощи при освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования;
а также найдете образцы:
согласия родителя (законного представителя) обучающегося на проведение логопедической диагностики обучающегося;
заявления родителей (законного представителя) обучающегося для зачисления на логопедические занятия и др.
Цель документа – способствовать созданию оптимальных условий для обучения, развития, социализации и адаптации учащихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
Коллеги, приводим свои документы в соответствие с новым приказом!
Впервые создана целостная, научно обоснованная Концепция развития образования во всех возможных формах и на всех его уровнях, начиная с первых лет жизни ребенка — инвалида, и ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Она разработана специалистами отечественной научной школы и основана на результатах современных исследований в области специальной психологии и коррекционной педагогики, на данных актуальных междисциплинарных исследований, научных представлениях о специфике современного детства и анализе современного состояния и тенденций развития образования детей с ОВЗ за рубежом и в России.
В Концепции представлены основные положения, ключевые ориентиры и выделенные стратегические направления развития всех уровней образования детей с ОВЗ от первого, базового, обеспечивающего семье своевременную психолого-педагогическую помощь в раннем возрасте ребенка до уровня профессиональной подготовки молодых людей и инвалидов с ОВЗ.
Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).В рамках реализации Плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее — ФГОС ОВЗ)
Документом определены основные направления развития системы образования обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогических работников, самих обучающихся и их родителей (законных представителей).
Также закреплены правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, финансово-экономические и информационные механизмы реализации указанных приоритетных направлений.
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей информирует о размещении на информационных порталах Минпросвещения России и подведомственных организациях методических рекомендаций по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, разработанных в 2022 году.
Разработана в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Изучаем!
Напоминаем, что действующие адаптированные основные общеобразовательные программы должны быть приведены в соответствие с федеральными адаптированными основными общеобразовательными программами до 1 сентября 2023 года.
Стандарт определяет инвариантные цели и ориентиры разработки АООП ДО, а Программа предоставляет примеры вариантивных способов и средств их достижения.
Изучаем!
18 марта 2022 г. № 1/22 решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию одобрена.
Целью настоящей Программы является обеспечение реализации коррекционно-образовательной составляющей комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) для достижения возможно более высокого уровня социальной адаптации и социализации, самостоятельности и независимости, достойного качества жизни.
Знакомимся!
Программы для обучающихся с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития и расстройствами аутистического спектра размещены на сайте государственной информационной системы "РЕЕСТР ПРИМЕРНЫХ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ". Изучаем, внедряем!
Московский педагогический государственный университет в рамках реализации проекта «Научно-методические основы системы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью» предлагает для обсуждения. Знакомимся, принимаем участие в обсуждении!